Тот факт, что рынок труда остаётся относительно сильным, несмотря на рецессию, не уникален для Эстонии. Это наблюдается во многих развитых странах, где энергетический и военный кризисы ослабили экономическую активность, отмечают экономисты Банка Эстонии.
Основное предлагаемое объяснение заключается в том, что работодатели осторожно относятся к увольнениям, поскольку было трудно найти замену работникам, когда экономика восстанавливалась после коронавирусного кризиса. По прогнозу Банка Эстонии, в первой половине этого года ситуация на рынке труда продолжит ухудшаться, но влияние рецессии на занятость и безработицу в целом останется умеренным.
Данные регистра показывают, что занятость в обрабатывающей промышленности начала снижаться в середине 2022 года и продолжала снижаться в первые месяцы этого года. По сравнению с пиком занятости в этом секторе в настоящее время примерно на 6% меньше заявленных наёмных работников.
Занятость в сфере услуг долгое время оставалась стабильной, но в последние шесть месяцев влияние экономического спада коснулось и туда. Однако пока количество работников в сфере услуг несколько сократилось. К сожалению, осторожные индикаторы пока не указывают на улучшение ситуации на рынке труда, но в то же время и не указывают на углубление спада.
Ожидания работодателей по трудоустройству во втором полугодии и в начале этого года оставались стабильными, но хуже исторического среднего показателя, а количество объявлений о вакансиях на портале Кассы по безработице сократилось до уровня, сопоставимого с началом коронавирусного кризиса.
Уровень безработицы во второй половине 2023 года был очень изменчивым, основываясь на данных исследования рабочей силы Департамента статистики и ежемесячных данных, публикуемых Евростатом. Безработица выросла до 7,3% в третьем квартале прошлого года, но снова снизилась в четвёртом квартале. Колебания во многом обусловлены поведением безработных, т.е. соответствуют ли они всем условиям безработицы, активно ищут работу и готовы ли приступить к трудовой деятельности в короткий период времени. По сравнению с показателем, основанным на опросе, количество зарегистрированных безработных в течение года имеет тенденцию медленного роста.
Рост среднемесячной брутто-зарплаты замедлился во втором полугодии 2023 года по сравнению с первым полугодием, но остался динамичным, учитывая слабую экономическую ситуацию, и превысил рост потребительских цен. Замедление произошло как в частных компаниях промышленного сектора, так и в сфере услуг. В этом году рост заработной платы будет замедлен в связи с замедлением роста потребительских цен и упорным восстановлением экономики. Ожидается, что в государственном секторе рост заработной платы также замедлится, поскольку влияние прошлогодних коллективных соглашений о заработной плате ослабнет, а повышение заработной платы в этом году будет гораздо более скромным.
Рост заработной платы также сдерживается тем фактом, что на одну вакансию приходится больше соискателей, чем раньше, а это означает усиление конкуренции за рабочие места. Несмотря на замедление роста заработной платы, затраты на рабочую силу при производстве товаров и услуг в Эстонии быстро растут, что ухудшает конкурентоспособность эстонских компаний на экспортных рынках.
Читайте по теме:
Прогноз Банка Эстонии: экономический рост будет на уровне 3%
Минэкономики: Пособие по безработице в его нынешнем виде исчезнет
МВФ: Восстановление конкурентоспособности Эстонии требует решительных шагов