И всё же 2023 год нельзя назвать периодом стабильного и устойчивого роста. «Этот год начался с относительно неожиданного замедления темпов экономического роста в Китае, что оказало значительное влияние на ожидания роста мировой экономики. Повышение процентных ставок центральными банками также было резким, и, оглядываясь назад, мы видим, что мало кто осмеливался предсказать, что процентные ставки будут повышены настолько сильно за такой короткий период времени», — сообщил Вахур Мадиссон.
В течение года на фондовых рынках было два крупных взлёта и падения (один весной, другой в середине лета), и в обоих случаях за стремительным взлётом следовало стремительное падение. «Рынки ожидали, что повышение ставок уже закончилось и центральные банки начнут переход к снижению ставок, но эти ожидания оказались преждевременными. Жёсткая монетарная политика продолжилась, и рынкам пришлось снова корректироваться вниз», — пояснил он.
В ноябре фондовые рынки выросли в третий раз. «Замедление инфляции в основных экономических регионах, похоже, приобретает устойчивый характер, что позволяет центральным банкам несколько смягчать денежно-кредитную политику. Сейчас больше шансов, чем раньше, что процентные ставки всё же могут быть снижены в следующем полугодии», — отметил Мадиссон.
В 2023 году на финансовые рынки оказала сильное влияние также революция в области искусственного интеллекта (ИИ). «Когда весной эта технология стала доступна для массового потребления, она резко подняла акции технологических и коммуникационных компаний, и в этом году эти два сектора росли гораздо быстрее других», — сказал фондовый управляющий.
Хотя 2023 год можно охарактеризовать как нелёгкое восхождение, фондовый управляющий Luminor прогнозирует, что 2024 год может принести на рынки ожидаемое облегчение: «Если инфляция будет замедляться ожидаемыми темпами, центральные банки могут пойти на ожидаемое снижение ставок в середине следующего года. Таким образом, ожидается, что экономическая среда улучшится для компаний, что позволит им строить новые планы развития, инвестировать больше и стимулировать экономику.
Риск заключается в исторически частых эпизодах, когда центральные банки предпочитают слишком долго удерживать процентные ставки на высоком уровне, откладывая их изменение и провоцируя резкий спад в экономике. «Первая половина 2024 года может оказаться временем ожидания хороших новостей, но если влияние высоких процентных ставок сохранится слишком долго, ущерб может проявиться во второй половине года», — считает Мадиссон.
Однако фондовый управляющий полагает, что в целом предстоящий год всё-таки обещает быть позитивным. «Я верю, что для всех классов активов год пройдёт позитивно, мировая экономика избежит резкого спада, а процентные ставки снизятся, создав благоприятные условия для рынков», — заключил он.
Читайте по теме:
Проблема эстонской молодёжи: пенсионный фонд как лотерея
Взносы во II пенсионную ступень можно увеличить со следующего года