Принятая 14 сентября Европарламентом директива о минимальной зарплате на территории Евросоюза не устанавливает конкретный размер зарплаты, но определяет принцип её расчета в каждой стране. Она должна составлять 60% от медианной или 50% от средней зарплаты в стране.
«Минимальная заработная плата считается адекватной, если она справедлива по отношению к распределению заработной платы в соответствующем государстве-члене и если она обеспечивает достойный уровень жизни работников на основе трудовых отношений с полной занятостью. В дополнение к материальным потребностям, таким как еда, одежда и жильё, также может быть принята во внимание необходимость участия в культурной, образовательной и общественной деятельности», — обозначено в директиве.
Депутат Европарламента Марина Кальюранд считает важным тот факт, что впервые в Евросоюзе даны чёткие указания государствам-членам ЕС, каким образом они должны обеспечивать людям такую минимальную зарплату, чтобы те могли жить достойно.
«Мы не должны быть наивными. Евросоюз может сказать, что следует сделать и как, но в этой сфере все решения принимаются на уровне государства. Да, этот документ в Евросоюзе принят, им надо руководствоваться, но он настолько общий, что эстонское правительство просто имеет право и возможность применять это в своём государстве. Но Эстония относится к таким государствам, их в Евросоюзе немного, где процента (который привязывает минимальную зарплату к средней) нет», — сказала Кальюранд в интервью «Радио 4».
«У нас минимальная зарплата принимается переговорами, где участвуют профсоюзы. Но если их сравнить с профсоюзами скандинавских стран, то, по-моему, наши на редкость слабые. Например, во время ковид-кризиса в 2021 году Эстония была единственным государством в Евросоюзе, где минимальную зарплату не подняли. Я сказала бы, что наши профсоюзы просто не были способны это пробить. И это неправильно», — пояснила евродепутат.
Минимальная зарплата после повышения в следующем году будет составлять чуть более 41% от средней, но, как подчеркнула Кальюранд, это совсем не то, чем следовало бы гордиться. До установленных директивой 50% эта сумма явно не дотягивает.
«Не секрет, что и эстонские пенсионеры одни из самых бедных в Евросоюзе. Всё стоит за политическими решениями. Эстонские политики должны определиться со своими приоритетами. Если мы хотим такой же уровень жизни, как в Евросоюзе, то нам ещё работать, работать и работать», — отметила Кальюранд.
Читайте по теме:
С ростом «минималки» увеличится плата за место в детском саду
Пособие для родителей-одиночек значительно вырастет впервые за 21 год