Организация экономического сотрудничества и развития (OECD) и Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединённых Наций (FAO) совместно выпустили обзор сельскохозяйственных рынков на 2021—2030 годы*, который опубликовали 5 июля, пишет Катре Кирт в блоге Министерства по делам сельской жизни Эстонии. В нём OECD ja FAO дают консенсусную оценку основных ожидаемых изменений в сфере сельскохозяйственного производства, потреблении и торговых показателях в ближайшие десять лет. В этом году в отчёте сравниваются изменения на сельскохозяйственных рынках с целью устойчивого развития для искоренения голода, достижения продовольственной безопасности и улучшения питания, а также поддержки экологичного сельского хозяйства.
Население в мире, отмечается, предположительно вырастет с нынешних 7,7 миллиарда до 8,5 миллиарда к 2030 году, концентрируясь в развивающихся регионах с ограниченными продовольственными ресурсами и скромными доходами по сравнению с Европой, Океанией и Северной Америкой. Рост общего мирового потребления сельскохозяйственной продукции оценивается в 1,2% в год. Связанные между собой показатели, зависящие от общей макроэкономической среды, спроса и предложения, распределены по четырём основным подцелям.
Цель 1: обеспечить безопасное питание для всех и искоренить недоедание.
В регионах мира очень разные уровни продовольственной безопасности, и многие регионы зависят от импорта. Учитывая прогнозируемые объёмы производства, среднее дневное потребление калорий на душу населения, произведённое в мире, или доступное, к 2030 году достигнет 3025 килокалорий, но в Африке к югу от Сахары — только 2500 килокалорий.
Изменения в потреблении доступной пищи варьируются от региона к региону и зависят от экономических, социально-культурных привычек и образа жизни. Ожидается, что в странах с высоким уровнем дохода (включая Эстонию) потребление животного белка на душу населения сократится, в то время как в странах со средним уровнем дохода продолжат предпочитать животноводческую продукцию и рыбу, потребление животного белка вырастет. Уровни употребления в пищу говядины, свинины, баранины и козлятины останутся стабильными или же (например, в Европейском союзе, Канаде и Австралии) скорее снизятся. В то же время ожидается, что употребление мяса птицы будет расти в первую очередь в странах с низкими доходами, поскольку это более дешёвый, но, по мнению потребителей, в то же время более здоровый и более экологически чистый продукт.
Цель 2: удвоить продуктивность сельского хозяйства и увеличить доходы мелких производителей продуктов питания
Рост сельскохозяйственного производства в следующем десятилетии оценивается в 1,4% в год в основном за счёт развивающихся стран и стран с низкими доходами. Региональные различия снизятся при условии, что урожайность увеличится, а также повысится продуктивность животноводства. Эстония, на долю которой приходится около 0,2% сельскохозяйственного производства Европейского союза, находится на первых ролях в плане мировых показателей продуктивности в секторе молочной продукции. Среднегодовой надой молока в OECD на одну корову составляет 4,47 тонны, в развивающихся странах — 0,7 тонны, в Канаде и США — более 10 тонн, а в Эстонии — 9,9 тонны. По урожайности пшеницы в последние годы (около 5 т/га) Эстония довольно близка к среднему показателю по Европейскому союзу (около 5,4 т/га), при этом Эстония превосходит двух других крупнейших производителей пшеницы — Индию (около 3,4 т/га) и Россию (2,7 т/га).
Динамика цен на сельскохозяйственную продукцию аналогична динамике цен на мировое потребление и производство. В условиях пандемии упали цены на большую часть сельхозпродукции. Во второй половине 2020 года цены на большинство товаров снова выросли, но реальные цены без учёта инфляции во второй половине десятилетия упадут. На падение цен влияет увеличение предложения по мере повышения производительности и в то же время — замедление роста спроса. Однако на производственные затраты влияет рост цен на сырьё из-за изменений цен на энергоносители (цена на сырую нефть — 79 долларов за баррель в 2010 году, 43 доллара за баррель — в 2020 году и 74 доллара за баррель — в 2030 году).
По мнению экспертов OECD и FAO, реальные цены на сельскохозяйственную продукцию несколько снизятся в течение десятилетнего периода, в то время как цены на производственные ресурсы по прогнозам вырастут.
Низкие цены на большинство продуктов и рост цен на производственные ресурсы окажут давление на доходы, в особенности — на доходы мелких производителей, что затрудняет достижение поставленной цели по удвоению их доходов. В среднесрочной перспективе существует большая неопределённость. Например, цены варьируются в зависимости от погоды (засуха и другие чрезвычайные ситуации влияют на предложение), стоимости ресурсов, макроэкономических условий, вспышек болезней животных и растений и политических веяний. Для эстонских фермеров изменение цен обычно происходит с небольшой задержкой, при этом понижения более глубокие, а рост — более медленный. Динамика цен на продукты, производимые в Европейском союзе, аналогична динамике цен в мировом масштабе.
Цель 3: устойчивое производство продуктов питания
По мнению экспертов OECD и FAO, в десятилетней перспективе углеродоёмкость сельскохозяйственного производства снизится, т. е. объёмы производства увеличатся больше, чем увеличение выбросов на единицу продукции. Объём выбросов парниковых газов увеличивается (примерно на 4% в год), но более медленными темпами, чем в предыдущее десятилетие. В связи с этим необходимы дальнейшие политические усилия для достижения глобального климатического соглашения. В случае Европейского союза ожидается, что количество дойных коров уменьшится из-за более строгих экологических требований, но продуктивность увеличится, что не приведёт к снижению объёмов производства. Наибольший рост производства молока ожидается в Индии и Пакистане, но продуктивность животных там очень низкая. Например, для того, чтобы произвести столько годовой продукции, сколько даёт одна молочная корова в Эстонии, необходимо почти семь индийских или пакистанских молочных коров.
Цель 4: обеспечить функционирование рынков
Точнее: цель состоит в том, чтобы обеспечить функционирование рынков, ограничив волатильность цен, а также предотвратив и устранив торговые ограничения (включая отмену экспортных субсидий). Обзор принимает во внимание существующие политические и торговые соглашения, предполагая, что за десятилетие не произойдёт каких-либо серьёзных изменений. Ожидается увеличение объёмов торговли всей сельскохозяйственной продукцией (кроме свинины и биотоплива). Наибольшую часть продукции для торговли составят сухое молоко и соя (более 40%), наибольшую часть мясных категорий составят говядина и телятина (около 18%).
Сельскохозяйственное производство уже сейчас сосредоточено в нескольких регионах — 34% мирового экспорта сельскохозяйственной продукции приходится на страны Латинской Америки и Карибского бассейна, где это важный источник дохода для фермеров. Однако, например, 16% пшеницы в мировом масштабе производится в Китае, по 15% — в Европейском союзе и Индии, 11% — в России, 6% — в США, а потребление составляет 17%, 12%, 14%, 5% и 4% соответственно. Концентрирование будет продолжаться, что приведёт к увеличению предложения со стороны нето-экспортёров и спроса со стороны нетто-импортёров** в течение следующих десяти лет. Европа и Центральная Азия стали нетто-экспортёрами с 2014 года, и их роль усиливается в основном за счёт объемов экспорта из России и Украины. Крупнейшим нетто-импортёром являются Ближний Восток и Северная Африка, куда импортируется 64% необходимых калорий. Такой дисбаланс требует снижения торговых барьеров для обеспечения глобальной продовольственной безопасности и доходов производителей.
Другие цели
Цели также заключаются в обеспечении генетического разнообразия растений и животных и в увеличении инвестиций в сельскую инфраструктуру и сельскохозяйственные исследования и разработки. Разнообразие сортов и пород и селекция, важная подготовка к тому, чтобы справиться с различными производственными рисками посредством необходимых инвестиций, а также внедрение инноваций и новых технологий способствуют устойчивому росту продуктивности, который приближается к достижению целей устойчивого развития.
*«Сельскохозяйственный прогноз на 2021—2030 годы» доступен на веб-сайте OECD.
**Нетто-экспортёры» — это страны, экспортная стоимость сельскохозяйственной продукции которых превышает стоимость импорта; нетто-экспортёры — это страны, стоимость импорта сельскохозяйственной продукции которых превышает стоимость экспорта.
Читайте по теме:
Безработные эстонцы или украинцы — кто «вытянет» сельское хозяйство Эстонии
Эксперт: Пандемия способна укрепить конкурентоспособность Эстонии