Так, по данным Департамента статистики, цены в марте упали в сравнении с прошлым месяцем на 0,2 процента, а в сравнении с прошлым годом рост ускорился от 0,6 процентов в феврале до 1,1 процента в марте. В еврозоне рост цен ускорился, исходя из более высоких цен на энергию, на 1,3 процента.
В марте ценовые развития в Эстонии и в целом по еврозоне были схожими, и ускорение роста цен было продиктовано ценами на энергию. Цены на нефть восстановились до докризисного уровня, вдобавок к этому влияние оказывает база для сравнения, так как год назад начал разрастаться коронакризис. С потеплением биржевая цена на электричество сократилась в сравнении с ценой в зимние месяцы, но до сих пор непосредственно влияет на инфляцию: с процентным вкладом в 0,6 пунктов вносит половину повышения потребительских цен.
Рост цен на услуги в Эстонии также можно сравнить с «еврозонным» — в марте он достиг 1 процента; в еврозоне показатель равен 1,3 процента. Нас сдерживают установленные в середине марта ограничения, что означает затруднённое предложение многих услуг. Также местные самоуправления установили, как и прошлой весной, временные меры на период ограничений: например, приостановили обязанность платить за место в детских садах.
На фоне активности рынка недвижимости и роста цен в этом секторе продолжается застой в отношении арендного жилья. В марте также повысились цены на перевозку пассажиров. А из-за закрытия магазинов больше всего пострадали продажи одежды и обуви, для чего клиентов привлекают скидками через э-каналы. Поэтому одежда и обувь почти на 3% дешевле, чем год назад.
Хотя цены на еду на внешних рынках начали расти уже в конце прошлого года и стали в итоге самыми крупными за последние годы, в связи с ростом спроса и производственных ограничений, до эстонских цен это влияние не добралось. Пищевые продукты в Эстонии за год скромно подорожали лишь на 0,5%.
В ближайшие месяцы, по причине низкой сравнительной базы и повышения цен на энергию, можно ожидать продолжения ускорения роста цен. Согласно весеннему прогнозу Министерства финансов, потребительские цены в 2021 году повысятся на 2%. Прогноз предполагает, что подорожание на внешних рынках постепенно перенесётся и на здешние цены, а также то, что, когда вирус будет взять под контроль, ускорится охватывающая промышленные товары и услуги базовая инфляция — во второй половине года.
Читайте по теме:
Исследование: Финансовый сектор Эстонии в коронакризис не пострадал
Министерство финансов: Коронавирус пожалел экономику Эстонии
Исследование: Пандемия раскалывает общество — на проигравших и победителей