За уверенно лидирующей в рейтинге Эстонией следуют Франция (расходы сократили 47% респондентов) и Ирландия (46%). Показатель выше среднего по Европе (36%) также был у Латвии (42%) и Литвы (38%). А меньше всего пандемия повлияла на потребительские привычки в Венгрии (21%), а также в Австрии, Дании и Германии (23%).
Портал Tribuna.ee обратился к финансовому консультанту, члену правления EVEA (Ассоциации малых и средних предпринимателей Эстонии) Рону Лувищуку, который в своём комментарии подчеркнул, что опубликованный рейтинг одновременно «как говорит о многом, так и не говорит ни о чём».
С одной стороны, сокращение потребления не означает, что у людей стало меньше денег — они просто стали меньше тратить.
«Я наблюдаю и на примере своих друзей, и на своём примере, что в ситуации кризиса многие начали сокращать потребление, потому что думали — что принесёт будущее. В ситуации неопределённости даже и те люди, доходы которых не уменьшились, сократили свои траты. Это абсолютно нормальный процесс. Но вот что действительно было бы интересно узнать — это то, как сильно было сокращено потребление: условно говоря, на 10 евро или на 10 тысяч евро? Где проходит эта граница?» — сказал финансовый эксперт, отметив, что опубликованный рейтинг на эти вопросы не отвечает.
Если бы из данных исследования исходило бы, что в среднем расходы жителей Эстонии сократились на, допустим, 200 евро, то, с привязкой к средней по стране зарплате, можно бы сделать какой-то более серьёзный вывод. Вдобавок к этому, подчеркнул Лувищук, в кризисное время многие траты отпали сами по себе — это, к примеру, расходы на кинотеатры, рестораны, кафе, увеселительные заведения.
С другой стороны, 4800 опрошенных на 24 страны — это, по мнению Лувищука, достаточно нерепрезентативная выборка: это даже не 1% населения Эстонии, а тем более Германии или других крупных европейских стран. Поэтому, по словам Лувищука, возникает вопрос к данным этой статистики. Не очень ясно и то, кого опрашивала занимающаяся кредитными вопросами фирма Intrum — исключительно своих клиентов или же прохожих на улице.
Впрочем, добавил финансовый эксперт, в рейтинге Intrum, даже если его объективность можно поставить под сомнение, проглядывается положительная тенденция, а именно — эстонское общество готово достаточно быстро приспосабливаться к меняющейся ситуации, адаптироваться к кризису.
Какие выводы сделали из исследования?
«С учётом того, что подавляющее большинство респондентов в Эстонии (79%) недовольны собственными способностями ежемесячно откладывать деньги, а 32% вообще не откладывают деньги каждый месяц, можно понять, почему в связи с COVID-19 пришлось урезать расходы. Теперь настал хороший момент пересмотреть свои потребительские привычки и, если доходы позволяют, расплатиться с долгами, чтобы восстановить контроль над своими финансовыми делами», — сказала исполнительный директор Intrum в странах Балтии Илва Валейка.
После пандемической ситуации две трети жителей стран Балтии стали покупать только предметы первой необходимости. В Эстонии такой подход более распространён среди женщин, а не среди мужчин — 73% и 53% соответственно.
В Эстонии люди, относящиеся к возрастной группе от 22 до 37 лет, наиболее избирательны при совершении покупок — 67% респондентов тщательно думают о своих покупках. Однако в самой молодой возрастной группе только половина респондентов ответила, что покупают предметы первой необходимости.
Тем не менее потребительские привычки в Эстонии быстро восстановились, поскольку, по данным Департамента статистики Эстонии, оборот розничной торговли в мае был почти таким же, как в мае 2019 года, сократившись в годовом исчислении лишь на один процент. Но стоит отметить, что рост произошёл в основном за счёт товаров для дома, бытовой техники, оборудования и строительных материалов, а также групп таких товаров, как компьютеры и их аксессуары, книги, спортивные товары, игры, игрушки, цветы, растения. В то же время, например, выручка от продаж в магазинах текстиля, одежды и обуви в мае снизилась на 22%.
*Этой весной компания Intrum провела отдельный экспресс-опрос мнения потребителей по поводу пандемии COVID-19. В рамках исследования по COVID-19 были опрошены 4800 потребителей из 24 стран Европы. Целевая группа данного исследования определена как лица (мужчины и женщины) в возрасте от 18 лет, в основном или частично отвечающие за ведение финансовых дел в своем домохозяйстве. Минимальное количество респондентов на страну составило 200 человек, а для обеспечения репрезентативной выборки страны были установлены квоты по странам на основании пола, возраста и региона. Сбор данных для исследования был проведен 11 и 12 мая 2020 года базирующимся в Лондоне предприятием Longitude, входящим в концерн Financial Times Group.