«Кровавый след» коронавируса на экономике Эстонии: падения, взлёты и прогноз

О том, какой отпечаток наложил коронакризис на экономику Эстонии и какими могут быть экономические результаты во втором квартале этого года, сообщил* ведущий специалист Департамента статистки Роберт Мюйрсепп.

Коронавирус в фокусе Эстонии — уже почти полтора года. За этот период, по данным Департамента здоровья, было подтверждено свыше 135 тысяч случаев заболевания и, к сожалению, 1300 летальных исходов. Тестов на COVID-19 было сделано больше, чем жителей в стране. В настоящий момент более половины жителей Эстонии получили хотя бы одну дозу вакцины, более 44% вакцинированы полностью.

Наряду со здоровьем, вирусный кризис оставил след на эстонской экономике, который все смогли прочувствовать в повседневной жизни как во время чрезвычайного положения, так и во время более мягких ограничений. Мы потребляем меньше всего того, что связано с походами за пределы дома. Уменьшились продажи одежды и обуви, мы меньше стали питаться вне дома, снизились потребление топлива и расходы на свободное время.

Напротив, люди больше вкладываются в свои дома. Мы увеличили траты на быт и коммуникации как на работе, так и в частной жизни. Меньше питаясь вне родных стен, люди стали больше денег тратить на домашние еду и напитки.

За спадом следует подъём

Естественно, что ограничения снизили и число путешествий. Многие какое-то время не ездили за границу ни покататься на лыжах, ни погреться на солнышке. Также и иностранные туристы не прибывали в Эстонию набраться впечатлений. В начале коронакризиса замедлился товарооборот — вследствие транспортных трудностей.

Самую глубокую «рану» оставил на эстонской экономике второй квартал 2020 года, когда у нас действовало чрезвычайное положение. Из-за этого ВВП упал на 7%. Но, как наверняка многие помнят, поначалу боялись ещё более негативных сценариев.

Для сравнения можно привести времена «экономической депрессии» 2008—2009 годов, когда ВВП Эстонии четыре квартала подряд падал на более чем 10%. Самое значительное падение тогда произошло в третьем квартале 2009 года — составило аж 19%. В тот раз возвращение на докризисный уровень заняло свыше пяти лет. В нынешний раз ситуация лучше. Уже в первом квартале этого года был зафиксирован экономический рост, достигший 5%.

Очень хорошо способность эстонской экономики приспосабливаться видна и во внешней торговле, которая уже в конце прошлого года начала приближаться к исторически высоким показателям.

Первоначальная статистика в отношении второго квартала также даёт обнадёживающие сигналы. Из 7-процентного падения, случившегося год назад, экономика кажется вышедшей. Как промышленные предприятия, так и предприятия розничной торговли в весенние месяцы показали хорошие результаты.

И, хотя от прошлых чисел ещё далеко, к нам стали возвращаться туристы. Отсутствие масштабных ограничений в сфере международных перевозок означает хорошую участь для внешней торговли. Улучшения видны также в регистрации новых автомобилей, что часто считают положительным экономическим индикатором.

Восстановление продолжается

И всё же не все сектора экономики набрали былую прыть. Лучших времён ждут сектора по оказанию услуг размещения и питания, а также сектор развлечений.

Большим, в сравнении с предыдущими годами, остаётся и число безработных. В первом квартале этого года мы достигли самой высокой отметки эпохи коронакризиса — в марте в Эстонии было 57 799 зарегистрированных безработных. Во втором квартале число стало снова уменьшаться и в июне составило 50 160 безработных, что соответствует показателю, зафиксированному за год до этого.

Если год назад, во время чрезвычайного положения и в последующие периоды, падение цен притормозило падение экономики, то сейчас нас ожидает обратная ситуация. Сопутствующий открытию экономики обширный рост цен сдерживает общий рост. Потребительские цены поднялись в июне на 3,8%, индекс цен производителей промышленной продукции — на 9,4%, индекс цен строительство за квартал быстро возрос на рекордные 6,2% (в сравнении с тем же кварталом 2020 года).

Что будет дальше?

Пока рано говорить, как именно всё это выразится в экономическом росте во втором квартале. Более детальная обработка данных всё еще продолжается, и мы узнаем официальный показатель ВВП в последний день августа. Однако можно делать оценки на основе первичных данных.

Одна из распространённых в эконометрике возможностей — это динамические эконометрические модели. В их случае используют ряд различных индикаторов, так или иначе связанных с поведением изучаемого явления. Таким образом, можно использовать вышеупомянутые показатели для моделирования динамики изменения ВВП на протяжении лет. Поскольку этот подход основан на нескольких предположениях, это означает, что можно создавать различные сценарии, аналогично тому, как были предприняты попытки в начале коронавирусного кризиса оценить его будущее развитие и влияние на экономику.

Синяя линия — опубликованное изменение ВВП, розовая — оценочный диапазон. Изображение: stat.ee

 

Одно из решений — просто посмотреть на оценочный диапазон. Но даже тогда мы понимаем, что можем ошибаться. Такие промахи особенно легко сделать в необычные для экономики времена, когда существует большая неопределённость, а отдельные изменения могут иметь существенное влияние. 2020 год определённо был таким.

На первый взгляд кажется, что экономический рост во втором квартале может оказаться в пару процентов. В то же время может случиться и так, что за произошедшим год назад падением последует более быстрый рост.

Некоторое представление о более широкой экономической картине будет у нас 17 августа, когда Евростат опубликует свою экспресс-оценку европейской экономики. Тогда мы увидим, как обстоят дела в странах с ситуацией, аналогичной эстонской, а также в других странах, которые пережили ещё более глубокий спад во время чрезвычайных ситуаций.

*Статью Роберт Мюйрсеппа в оригинале (на эстонском языке) можно прочесть в блоге Департамента статистики.

Читайте по теме:

Инфляцию зашкаливает — «виноваты» топливо и электричество

Бизнесмены: Только вакцинация поможет сохранить экономику

Минфин: Цены будут повышаться и во второй половине года

коронавируссоциумстатистикатопЭстония