Важная цель закона — сократить стремление работодателей заключать наряду с трудовым договором широко распространённые сейчас договоры гражданско-правового характера, такие как договор подряда или договор поручения, которые не обеспечивают работникам достаточных социальных гарантий и необходимой трудовой защиты, сообщает пресс-служба Рийгикогу.
Например, в рамках договоров по оказанию услуг не регулируются рабочее и время отдыха, отпуск, минимальная заработная плата или расторжение трудового договора, включая сроки уведомления и компенсации.
Требования, устанавливаемые для соглашений о гибком рабочем времени, предусматривают, что работник может отказаться от выполнения дополнительных часов; соглашение должно быть заключено в письменной форме, а часовая ставка работника должна составлять по меньшей мере 1,2-кратный размер минимальной часовой ставки. Работник должен быть занят как минимум на четверть ставки, то есть работать не менее десяти часов в неделю, при этом он будет иметь право брать до 30 часов дополнительно. По завершении расчётного периода работнику должен быть предоставлен график, где ясно указаны согласованные рабочие часы, дополнительные часы и сверхурочные за этот период.
В ходе рассмотрения законопроекта Рийгикогу уточнил, что несовершеннолетним также должно выплачиваться не менее 1,2-кратного минимального вознаграждения при гибком рабочем времени. Также была внесена поправка, согласно которой выпускники основной школы в возрасте 15–17 лет могут по желанию и с согласия законного представителя работать на полной ставке, как это было до повышения возраста обязательного обучения.
Парламент также уточнил рабочее время несовершеннолетних. Закон позволяет несовершеннолетнему, на которого распространяется обязанность учиться, работать больше часов в те дни, когда нет учёбы. В учебный день несовершеннолетние могут работать два часа, а в неучебный день — в зависимости от возраста от 5 до 8 часов в день. Кроме того, детям в возрасте 7–12 лет далее будет позволено работать во время школьных каникул до шести часов в день и 30 часов в течение семи дней, вместо прежних 3 и 15 часов.
Парламент также добавил в закон положение, предотвращающее ситуации, когда предприятие, например, стремится заключить соглашения о гибком рабочем времени с ранее работавшими на полной ставке сотрудниками с целью оптимизации расходов. Закон предусматривает, что работник, работающий на основании соглашения о гибком рабочем времени, имеет право требовать увеличения количества согласованных рабочих часов, если в течение последних шести месяцев он как минимум в течение четырёх месяцев работал больше согласованного числа часов.
За принятие закона о внесении изменений в Закон о трудовом договоре и другие законы проголосовали 44 члена Рийгикогу, против — 19.
По словам главы Союза профсоюзов Кайи Васьк, новый закон сделает жизнь тех, кто заключит такой договор, очень нестабильной.
«Будет непонятно, получит ли сотрудник полную зарплату или, скажем, 25% от нее, и так жить трудно. Если представить, что ставка составляет 10 евро в час, то в одном месяце зарплата может составить 1600 евро, а в следующем – 400 евро, и предупредят сотрудника об этом за пять дней», – передаёт слова Васьк rus.err.ee.
Ранее портал Tribuna.ee писал, что в понедельник, 17 ноября, в Таллинне у здания эстонского парламента прошла акция протеста Центрального союза профсоюзов Эстонии против изменений в Законе о трудовом договоре. В частности, глава профсоюза железнодорожников Олег Чубаров в комментарии порталу отметил, что если законопроект будет принять в таком виде, «то рабство в Эстонии будет продолжаться». По мнению Чубарова, вся ответственность, которая должна лежать на работодателе, будет переложена на плечи работника.
Читайте по теме:
Директива ЕС вынудит Эстонию пересмотреть размер минимальной зарплаты
Профсоюзы против перекладывания ответственности с работодателей на работников