В первом квартале 2023 года предприятия взяли на 14% меньше долгосрочных кредитов, чем год назад, а домохозяйства — на 20% меньше жилищных кредитов, пишет экономист Банка Эстонии Таави Раудсаар. Однако следует отметить, что в 2022 году увеличение объёма кредитования было слишком быстрым для возможностей экономического роста Эстонии, и небольшое замедление можно только приветствовать.
По словам Раудсаара, забегая вперёд, можно констатировать, что кредитные возможности у банков хорошие, и в перспективе они хотели бы видеть рост своего кредитного портфеля. Нынешний уровень процентных ставок не должен быть слишком тяжёлым для эстонских предприятий и домохозяйств, и по мере прояснения экономических перспектив и стабилизации процентных ставок спрос на кредиты и рост кредитования, вероятно, восстановятся.
«До сих пор предприятия и домохозяйства хорошо справлялись со своими кредитными обязательствами. В конце марта просроченные более чем на 60 дней предпринимательские кредиты составляли 0,3%, жилищные — 0,12% и прочие кредиты домохозяйств — 1,3%. По последним, в частности, за последние пару месяцев наблюдался некоторый рост, но существенных изменений не произошло», — сообщил экономист.
По данным коммерческих банков, на отсутствие серьёзных проблем с платёжеспособностью клиентов указывает и низкое количество запросов на платёжный отпуск. Рост процентных ставок, несомненно, оказал большое давление на бюджеты заёмщиков, но просроченных кредитов по-прежнему мало по ряду причин.
Во-первых, до недавнего времени выручка предприятий от продаж и прибыли росла быстрыми темпами. Платёжеспособность домохозяйств в основном зависит от наличия работы, а безработица сейчас, несмотря на небольшой рост, находится на низком уровне.
Во-вторых, повышение межбанковской процентной ставки Euribor ещё не в полной мере отразилось на выплатах по кредитам, поскольку процентные платежи по кредитам, взятым ранее, обычно пересчитываются каждые шесть месяцев.
В-третьих, финансовые резервы заёмщиков увеличились благодаря хорошим экономическим показателям и росту доходов в последние годы.
«От повышения процентных ставок в результате изменения денежно-кредитной политики напрямую выигрывают вкладчики. Средняя процентная ставка по срочным вкладам для предприятий в марте выросла до 2,2%, а для домохозяйств — до 2,4%. Некоторые банки также предлагают процентные ставки в размере более 3% по вкладам сроком более одного года. В результате объём срочных вкладов начал расти за счёт вкладов до востребования, то есть денег, просто лежащих на расчётных счетах», — описал ситуацию Раудсаар.
По мере дальнейшего повышения процентных ставок ожидается и рост ставок по срочным вкладам. Ставка по таким вкладам и процентный доход зависят в том числе от выбора частных лиц и компаний: продолжать ли держать деньги в основном на расчётных счетах или воспользоваться срочными вкладами. Это окажет давление на банки, заставляя их конкурировать друг с другом за привлечение средств клиентов с помощью более высоких процентных ставок.
Читайте по теме:
Банк Эстонии: Инфляция замедлится, дефицит бюджета увеличится
Компании и потребители приспосабливаются к растущим процентным ставкам
Платежи по кредитам: насколько увеличение Euribor повлияет на мои расходы?