Европейское углеводородное эмбарго — настоящее и будущее стран Балтии

Поставщики пытаются найти решения для продолжения использования российской сырой нефти и её производных. Эстонские эксперты отмечают, что проблемы с определением происхождения газа в нынешних условиях мешают полному отказу от использования российского "голубого топлива". 

Ожидаемое расширение санкций на углеводородный сектор и отказ от российских энергоносителей со стороны Евросоюза в нефтегазовой отрасли, а также введение Россией оплаты за них по рублёвым счетам, стали в последние дни главными новостями в экономике.

«Латвийская смесь» — уже не российский продукт

Нефтяная компания Shell, пытаясь обойти европейские ограничения на ввоз товаров российского происхождения, занимается в порту латвийского Вентспилса смешиванием дизельного топлива из России с нефтепродуктами, получаемыми из других стран, сообщает Bloomberg со ссылкой на свои источники.

По данным авторитетного издания, подобная схема используется уже довольно давно для обхода нефтяного эмбарго Ирана. Параллельно различными хитрыми способами успокаивается общественное мнение. «Латвийская смесь», состоящая на 49,99% из российской нефти и на 50,01% из нефти других стран, уже не считается в Shell российским продуктом.

Эксперты уверены, что если не будет конкретных разъяснений со стороны регуляторов, то Shell продолжит заниматься такими вещами. Если же на компанию будет оказано давление за счёт общественного мнения, то будут использоваться более сложные методы. Например, появятся компании, в том числе трейдинговые, меньшего размера. Ведь с иранскими поставками нефти такие способы уже использовались. К тому же российская нефть в настоящее время не находится под прямыми санкциями.

Отказаться от российской нефти европейским покупателям довольно сложно. Ведь это — четыре с лишним миллиона баррелей в сутки только сырой нефти, а ещё около трёх миллионов баррелей нефтепродуктов. Журналисты в своём расследовании отмечают, что прекращение этих поставок приведёт к росту цен на нефтепродукты в Европе в частности и «дизельному кризису» вообще.

Сначала надо определить, чей газ

Для того, чтобы решение правительства Эстонии об отказе от российского газа получило реальное продолжение, необходимо, чтобы импорт газа из России остановили также Латвия и Финляндия. В этом уверены эксперты, рассказавшие на портале dv.ee о проблемах определения происхождения.

Большая часть уже оплаченного газа, закачанного в Инчукалнском подземном газохранилище, имеет российское происхождение. Эксперты уверены, что и в дальнейшем, чтобы санкции отдельных государств смогли оказать влияние на России, надо действовать единым «европейским фронтом». В противном случае пострадают только интересы одного малого поставщика, в данном случае — Эстонии.

Все уверены, что замену российскому газу найти сложно. Однако член правления Eesti Gaas Маргус Каазик сообщил, что компания уже реорганизует свой бизнес таким образом, чтобы избежать сильного негативного влияния и, наоборот, обрести новые возможности.

Маргус Каазик (Eesti Gaas): «У нас в регионе нет ничего, кроме терминала в Клайпеде, мощность которого уже порядком исчерпана… В дальнейшем регион от Финляндии до Литвы можно разделить надвое: одна половина получает газ с литовского терминала СПГ, другая — от Газпрома».

С 1 мая Эстония через польский газовый коннектор будет соединена со всей Европой, что вкупе с появлением в странах Балтии второго СПГ-терминала увеличит возможности выбора вариантов для закупки газа.

Одновременно с решением о прекращении использования российского газа правительство Эстонии объявило о закупке запасов газа объёмом 1 ТВт-час примерно за 110 млн евро. Однако эксперты уверены, что даже закупка такого количества газа не позволит нынешним летом полностью обойтись без российского газа, поскольку в Инчукалнсе он всё равно остаётся.

Будущие цены на газ при условии, что будет создан эстонско-финский СПГ-терминал, прокомментировал вице-канцлер Министерства экономики Эстонии по энергетике , который считает, стоимость газа по-прежнему будет связана с его ценой на мировом рынке.

Тимо Татар (минэкономики Эстонии): «Нынешняя цена российского трубопроводного газа не сильно отличается от цены СПГ. Однако при поставках СПГ-газа добавляется тариф терминала, покрывающий расходы на аренду газотанкера. В случае регионального терминала с большим объёмом использования они не превысят пары евро на 1 МВт-час».

На опыте Литвы уточняется, что иногда СПГ-газ был дороже российского «голубого топлива», а иногда — дешевле. Главный нюанс — по какой цене удастся оформить контракты на поставку газа для СПГ-терминала.

Читайте по теме:

Без газа и электричества из России и без проблем? Обсуждает Рийгикогу

Союз частных лесов: Российский газ можно заменить эстонской древесиной

Пока хранилища не опустеют? Российский газ в страны Балтии не поступает

газЛатвияЛитватопЭстония