— Вчера я говорил с вице-мэром от уже бывшей коалиции Алексеем Яшиным (Eesti 200), и он сказал, что видит много позитивного в образовательной сфере. Например, по мнению Яшина, вы будете продолжать примерно в том же русле, продолжится переход на эстоноязычное обучение. Он называл и выделенную сумму в 20 миллионов евро. Как вы это прокомментируете?
— Рано говорить на предмет того, было ли выделено 20 миллионов евро. Это мы ещё должны на самом деле установить и полностью сделать ревизию всех расходов, которые связаны с переходом на эстонский язык обучения. Мы договорились с нашим коалиционным партнёром (партией Isamaa — Ред.) о том, что многие меры поддержки будут расширены. Будут получать и эстонские школы, которые изначально были эстонскими школами, меры поддержки в виде помощников учителей, потому что количество иноязычных детей там постоянно растёт. Мы будем делать всё для того, чтобы школы могли бы реализовывать свои педагогические концепции в лучшем виде. Мы будем более индивидуально подходить к каждой школе. Поэтому очень важно понимать, какие ресурсы у нас есть. Мы знаем точно, что мы вливаем дополнительные ресурсы, но в то же время вся схема и программа поддержки нуждаются в определённой ревизии.
— Какие именно будут перемены?
— Фундаментально план меняться не будет, а он, напоминаю, составлен ещё позапрошлым составом городской управы, моей командой. И он несколько модернизирован, некоторые меры поддержки просто потеряли свою актуальность, такие как проект языковой мобильности для учителей, потому что большинство учителей уже владеют нужной категорией для преподавания, и те, кто решил обучаться дальше, они пошли просто в университеты, получают в университете образование и вместе с этим учат эстонский язык. Поэтому такие косметические перемены будут, но и будут ещё такие дополнительные, как создание учебных материалов и создание банка учебных материалов [для перехода на эстонский язык обучения], то есть мы и расширяем.
— Вчера, если вы заметили, перед заседанием горсобрания у здания стояли молодые пикетчики и заявляли, что в коалиционном договоре очень смутно написано о том, что касается перехода на эстоноязычное обучение, что создаётся некая сегрегация — школы для детей с родным эстонским и неродным, на что обращала внимание и министр образования Кристина Каллас (Eesti 200).
— Это политический нарратив оппонентов, но здесь всё достаточно прозрачно: родитель по-прежнему может выбирать между школами для своих детей. Наша задача — поддержать именно ресурсами школы, и здесь принципиально ничего не меняется, абсолютно всё законно, никто никого не будет насильно определять в определённую школу или в определённый класс. Самое главное — дифференцировать процесс обучения для тех, кто нуждается в изучении языка как родного, они должны учиться по своей программе, и тех, кто обучаются по программе «эстонский как второй», они должны обучаться по этой программе.
Читайте по теме:
Министерство решает вопрос о сохранении господдержки русскоязычных частных школ
Митинг в Таллинне: Isamaa защищает эстоноязычное образование
Результаты мониторинга в Таллинне: переход на эстонский язык обучения — успехи и проблемы