Вывод 1: cтуденты могли бы оплачивать 20% расходов на высшее образование
«Конкурентоспособное высшее образование ценно как для человека в отдельности, так и для всего общества, поэтому было бы логичным разделить расходы, — сказал эксперт Центра мониторинга развития Уку Варблане. — Для каждого отдельного человека важны лучший доход и качество жизни в будущем, которые даёт высшее образование. Для общества важны лучший человеческий капитал и связанные с ним более высокие налоговые поступления».
Решение об обучении, принимаемое человеком, связано с государственным финансированием высшего образования. «Чем выше интерес человека к учёбе, тем меньше должно государство поддерживать и финансировать высшее образование. Чем больше человек стремится получить высшее образование, тем больше он готов частично его оплачивать», — отметил Варблане.
Согласно представленной в докладе симуляции, было бы оптимально, если бы государство взяло на себя до 80% связанных с высшим образованием расходов. «С одной стороны, модель рассматривает оптимальное соотношение времени, затраченного на учёбу и на работу, которое позволит добиться максимального дохода на протяжении всей жизни. С другой стороны, есть оптимальный объём финансирования высшего образования государством, которое обеспечит наивысшие налоговые поступления», — пояснил эксперт.
Вывод 2: вузы должны быстрее адаптироваться к требованиям рынка
В течение следующего десятилетия потребность в повышении квалификации существенно возрастёт. Это означает, что вузы и государство должны разработать более гибкий подход к формам обучения.
«Быстрое развитие технологий меняет рынок труда. Полученные навыки также устаревают намного быстрее. В то же время средняя продолжительность жизни и продолжительность активной рабочей жизни растут, — сообщил Уку Варблане. — Чем дольше люди учатся перед тем, как выйти на рынок труда, тем более устаревшими будут их знания по окончании учебного заведения. Программы постоянного обучения, направленные на поддержание навыков и знаний на должном уровне, становятся важнее дипломов и учёных степеней».
За последние десять лет доля студентов в возрасте старше 25 лет в вузах увеличилась более чем на 10% и теперь составляет порядка 40% от всех студентов. «Предыдущее образование, разница в опыте, возраст студентов — всё это представляет для вузов определённые вызовы. Например, необходимо больше учитывать стиль жизни и предпочтения студентов, — сказал Варблане. — Если классические вузы с этим не справятся, студенты найдут возможности для дальнейшего обучения в других учреждениях или и вовсе за пределами Эстонии».
По словам Варблане, ввиду вышеперечисленных изменений в ближайшие десять лет возрастёт потребность в программах повышения квалификации. «Необходимо понять, в какой степени этим может заниматься существующая система высшего образования и как быстро мы сможем организовать более гибкие формы обучения, — пояснил он. — На то, насколько активными будут вузы на развивающемся рынке программ повышения квалификации, повлияют и решения государства в вопросах регулирования этой сферы. Например, получат ли вузы исключительное право на выдачу микроквалификаций».
Варблане уточнил, что система высшего образования может пойти по трём путям развития:
- Государственное пожизненное обучение, в рамках которого вузы прилагают все усилия, чтобы идти в ногу со временем и предлагать гибкие формы обучения, в то время как государство создаёт удобные регулятивные условия для деятельности на рынке программ повышения квалификации. Учебные взносы и платные программы по повышению квалификации приносят существенный дополнительный доход в бюджеты университетов, а сектор высшего образования развивается.
- Элитное высшее образование, где вузы медленно реагируют на изменения потребностей. Государство не создаёт им регулятивных условий для деятельности в сфере пожизненного обучения. Финансирование высшего образования происходит за счёт ограниченных публичных средств. Университеты становятся более элитарными, их становится меньше.
- Виртуальный университет, где обучение становится цифровым как по форме, так и содержанию. Образование переходит на крупные электронные платформы. Эстонские вузы частично превращаются в субподрядчиков и предлагают на этих платформах предметные курсы. Государственное финансирование высшего образования остаётся на том же уровне, что и сейчас. Обеспечивается лишь крайне необходимое обучение, либо курсы, которые сложно или невозможно преподавать в электронном виде.
*Ознакомиться с докладом «Будущее высшего образования. Направления развития до 2035 года» (на эстонском языке) можно по этой ссылке.
Справка
Центр мониторинга развития — это научный центр, созданный при Канцелярии Рийгикогу, который анализирует долгосрочные перспективы развития общества и экономики. Центр проводит исследовательские проекты для анализа долгосрочных тенденций развития эстонского общества и выявления новых тенденций и направлений развития. Одно из направлений исследований Центра мониторинга развития в 2022 году — будущее высшего образования в Эстонии. В рамках исследования будут рассмотрены тенденции и возможности развития в этой сфере в течение следующих 15 лет.
Читайте по теме:
Возможностей бесплатно учиться в эстонских вузах будет меньше