Воскресный антидепрессант Любиной: Умники и умницы

О том, почему у некоторых современных подростков не остаётся времени на «зависание» в интернете, размышляет журналист и автор портала Tribuna.ee Татьяна ЛЮБИНА.

В конце мая была удивлена, что, оказывается, не все наши горожане целыми днями сидят во Всемирной паутине. У нас на Дворцовой площади проходил ежегодный книжный салон. Народа было столько, что к стендам приходилось просачиваться бочком. Судя по целенаправленному виду, большинство сюда пришло не поглазеть, а за конкретными книгами, изданиями, номерами журналов, познакомиться с авторами.

Неделю назад я вновь убедилась в том, что не в интернете счастье. В рамках знакомства с новыми героями для проекта Ашота Джазояна «Приглянувшиеся» я попала во всеволожский «Кванториум». Помните дворцы творчества юных в годы нашего детства? Это нечто подобное, только в современных реалиях и с более чёткой концепцией. Как я прочитала позднее, на текущий момент 135 площадок «Кванториума» функционируют в 84 регионах страны.

Со съёмок новых героев для «Приглянувшихся». Фото Лизы Баум

 

Возможно, я просто далека от темы подросткового образования. Но, судя по удивлению некоторых моих знакомых, с которыми я поделилась тем, что, оказывается, дома пионеров в новой реинкарнации существуют, не одна я такая несведущая. В общем, пользуемся любой возможностью и продолжаем изучать край родной, его жителей и узнавать новое.

 «Кванториумы» — это федеральная сеть детских технопарков. Отличаются уникальным технологическим оборудованием и современным подходом к обучению. Здесь школьники сотрудничают с настоящими учёными и бизнесменами и выполняют реальные производственные задачи: обучаются инженерному образованию (робототехника, программирование, пилотирование квадро-, гекса- и октокоптерами, программирование автопилота, сборка электросхем и создание своего собственного дрона, ознакомление с основными профессиями в биологии и смежных предметах и т. д.).

Богдан — местная знаменитость и талисман. Фото А. Плюсниной

 

Отличительной особенностью является не только обучение детей инженерному образованию, но и проектной деятельности, ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Занятия в детских технопарках «Кванториум» бесплатны для всех обучающихся.

Кирилл Шуляко с учениками «Кванториума». Фото А. Плюсниной

 

Кирилл Шуляко, руководитель: «Ходил ли я в дом пионеров или дом творчества юных? Нет, сам я не ходил. Я рос в тот момент, когда ничего не было. Поэтому этот проект так меня и восхищает, поскольку в моём детстве были только платные кружки, при этом в основном спортивные. Интеллектуальных не было. Сейчас же у ребят есть практически всё.

«Кванториум» — о том, что мы пытаемся привить детям: понимание, что им нужно нести своими проектами социальную полезность. Мы никогда не делаем проекты просто ради того, что это круто. Возможно, идея может быть крутой, но если она не принесёт никому никакой пользы, она никому не нужна. Поэтому-то и реализовывать её нет смысла. А мы делаем проект, чтобы решить какую-либо проблему. А то, насколько реалистична проблема, мы тщательно анализируем. Часто и у взрослых встречается, что придумывается какое-то решение, а под него уже подгоняется проблема. А когда начинаешь анализировать и делать разбор, то выясняется, что проблемы-то и нет никакой.

Поэтому мы стремимся развивать в детях 4К-компетенции (коммуникация, креативность, командное решение проектных задач, критическое мышление). Мы выступаем за командную работу, поэтому 90% проектов — результат коллективный. Но есть ребята, которые работают индивидуально, так как они выбирают узкоспециализированные, технически сложные задачи. Чтобы их оценить, помочь, мы связываемся с другими «Кванториумами», специалистами со стороны.

Но это тоже хорошая история: таким образом мы обучаем наших наставников. Ведь наставник — это тот, кто в данный момент способен признать свою некомпетентность, но готов к получению новых знаний».

Кирилл Шуляко. Фото А. Плюсниной

 

Хафизов Эльдар, 16 лет, «Промроботквантум»: «Изначально предложила сюда пойти мама. Сам я не горел желанием заниматься чем-либо кроме школы, поэтому к затее относился со скептицизмом. А потом мне стало интересно: по сей день я не пропустил ни одного занятия, рвусь сюда.

Скоро третий год, как я здесь. Наставники заметили моё рвение и позвали меня на соревнования, Worldskills называются. Думаю, участие в этих соревнованиях — основное, чего я добился в жизни. Последние полтора года — создание робота для следующих соревнований, который будет выполнять определённую совокупность действий, написание для него кода и заполнение технического журнала.

Для каждых соревнований конструируется свой робот. Например, в прошлом году потребовалось два робота. Один из них должен был уметь сканировать поле, чтобы понять, в какой последовательности лежат на нём шайбы, а второй — их по этому полю расставить. Все действия совершались без участия игроков, согласно написанному заранее алгоритму.

В дальнейшем пойду работать в сферу IT. Вот, думаю, на программную инженерию поступить. А здесь хочу подготовиться к следующим соревнованиям и познакомиться как можно с большим количеством людей».

Фото А. Плюсниной

 

Широких Настя, 13 лет, «Хайтек»: «Сюда меня привела бабушка. У меня не было желания. Но после первых занятий стало интересно. В сентябре будет год, как я тут. Мы делали тренажёр Брайля. Это тренажёр, который обучает шрифту Брайля, это рельефно-точечный шрифт для незрячих и слабовидящих людей. У нашего тренажёра есть два режима: обучение и тренировка. В режиме обучения через динамик производится запуск заранее подготовленных аудиофайлов. Например, буквы «А». В зависимости от того, в каком порядке введена эта буква, говорится, введено верно или неверно».

Трошанов Константин, 13 лет, «Автоквантум»: «Я почти живу тут два года. Наш основной проект — подготовка путеводителя по Дороге жизни. Это связано с историей, потому что у нашего поколения с ней большие проблемы. Нам это неинтересно. Во всяком случае то, как это преподаётся в школе. И мы хотим эту проблему решить за счёт нашего приложения.

Наш путеводитель предоставляет о памятнике краткую информацию. Вы выбираете нужный вам памятник, приходите к нему и открываете полную информацию. В дальнейшем мы хотим добавить аудиогид и расширить описание. Информацию берём из самых разных источников: что символизирует памятник, как его строили, его культурная ценность.

Планы на будущее… Скорее всего, пойду на робототехнику или на программиста. Хотя хочется и чего-то творческого, хотя, возможно, что это уже увлечение, а не специальность».

Фото А. Плюсниной

 

 Гулько Катя, 16 лет, «Автоквантум»: «Я пришла в «Кванториум» три года назад. Изначально была в «Автоквантуме». Сейчас больше внимания уделяю Worldskills, компетенция — «предпринимательство». Раньше мы писали бизнес-планы, а сейчас мы придумываем бизнес с нуля. Например, мы как-то моделировали компанию, которая помогает другим фирмам использовать свои ресурсы. Также мы придумали приложение, которое создаёт дополнительную мотивацию для занятий спортом и многое другое.

Сейчас я перехожу в 11-й класс, потом буду поступать в университет, выберу одну из экономических дисциплин. Сейчас по возрасту не подпадаю в компетенцию «джуниор», но и во взрослых соревнованиях пока тоже не могу участвовать. Поэтому в следующем учебном году я буду тренировать ребят, чтобы они могли участвовать в соревнованиях и сдавать выпускные экзамены».

Настя Кириллова, 14 лет, «Биоквантум»: «Это место нашли мои подруги: «Идём? Нет, не идём!» В итоге пошли. Двое остались на биологии, остальные отчислились и больше сюда не ходят. Нас было восемь человек.

Занимаюсь уже три года. Выполнили проект «Биополия». Он занимал призовые места на всероссийских конкурсах, да и просто интересный проект. Если простыми словами, то это настольная игра, показывающая влияние на организм человека. Например, что будет с организмом, если человек курит?

Сейчас будем заниматься либо отбеливанием бумаги, либо продолжим заниматься разработкой игр».

Настя Кириллова. Фото А. Плюсниной

 

Семён Леонидович Кузнецов (так представился наш герой — прим. автора), 16 лет, «Аэроквантум»: «Банальная детская история: сюда записала мама. Но очень быстро вник, проникся, и мне понравилось. Занимаюсь дронами. Нравится паять, собирать, запускать.

Учусь здесь полтора года, первый проект сдал год назад, а потом очень много ездил по разным соревнованиям. Там главное — создать дрон и так его запрограммировать, чтобы он выполнял определённую задачу. Где-то удаётся выигрывать, где-то приобретается новый опыт. В любом случае это классно и интересно.

Мечта? Найти свою сферу применения, где будет комфортно и интересно. Думаю, что-то строительное или строительно-инженерное, то есть то место, где могу быть полезен в будущем».

Ребята с педагогами, Фото А. Плюсниной

 

Ответы ребят в целом похожи — несмотря на разницу в возрасте, у них есть понимание того, что и зачем они делают («я это делаю потому что тогда получу такой-то результат»), чёткая мотивация, наметившиеся планы на жизнь. При этом язык не повернётся назвать их ботаниками — у многих, помимо успеха в «Кванториуме», серьёзные достижения в спорте. Удивительно, как и когда они всё успевают! А ещё по степени увлечённости, осознанному взгляду и позитиву многих из ребят легко спутать с их наставниками. Возможно, что в этом и кроется один из секретов «Кванториума». А ещё ребята очень трепетно относятся к своим проектам: когда я назвала дрон Семёна игрушкой, мне дали понять, что я не права.

Фото А. Плюсниной

 

А в Эстонии есть что-то подобное?

детимолодёжьнаукаРоссиятоп