— Расскажите о себе.
— Меня зовут Оксана Яаксон. Более 15 лет я работаю экскурсоводом в Таллинне. Периодически отвлекаюсь на другую деятельность, но тем не менее верна своему делу уже много лет.
— Почему вы решили стать экскурсоводом?
— Это вытекает из моей первой профессии: я училась на лингвиста много лет назад. Я училась в другой стране и когда приехала в Эстонию, то эстонский очень плохо знала. Было очень тяжело найти работу, и я подумала, где я смогу применять русский язык. Выучилась на экскурсовода с тем умыслом, что даже если не получится, то буду более образованной. Буду лучше знать историю своей страны, но у меня в итоге всё получилось.
— Сложно ли было учиться на гида?
— Нет, было очень интересно — мы посещали различные музеи, мы общались с интересными людьми во время обучения. Пока я целый год училась на гида — это был очень увлекательный процесс.
— Кто вам помогал в учёбе? Кто был вашим преподавателем?
— Ну, организовывала курсы Лена Матоян — основательница Tallinn Guide Club (Таллиннского клуба гидов — Ред.), и вот она периодически привлекала интересных лекторов в различные музеи. Процесс обучения был грамотно составлен, и это помогло создать картину города. Ну и, соответственно, на рынок нас тоже выводили, а дальше уже началось самостоятельное плавание. Несколько лет назад, в ковидное время, я оказалась в Центре архитектуры, и опять же — меня взяли из-за владения русским языком потому, что им нужны были переводчики. И я к тому моменту уже подучила эстонский язык. Мне это позволило переводить с эстонского на русский для различных материалов, буклетов и т. д. И я у них стала проводить экскурсии на русском языке.
— Какой случай во время работы был наиболее запоминающимся?
— Ну очень забавно, то что мы не знаем, кто среди экскурсантов находится. Я, допустим, что-то рассказываю про Горхолл, а потом, полтора часа спустя, оказывается, что это бывший директор Горхолла в группе или бывший диджей, который работал на радиостанции «Таллинн» на частоте 100 FM. И становится смешно, потому что я понимаю, что эти люди гораздо больше могут рассказать, чем экскурсовод, потому что они работали в этом здании.
— Какие экскурсии сейчас наиболее популярны у туристов?
— У туристов лидируют Горхолл и Батарейная морская крепость (более известная как Батарейная тюрьма).
— А когда ещё приезжали туристы из России, то какие были наиболее популярные экскурсии?
— Старый город, и если это автобусные экскурсии или автомобильные экскурсии, то мы объезжали Певческое поле, Кадриорг — это наиболее популярные части нашего города.
— А чем туристы из России отличаются от туристов из Эстонии, даже если они русские?
— Отличаются менталитетом. Они разные. Конечно же, разные. Русские, проживающие здесь, впитали какие-то чёрточки эстонской культуры, и, соответственно, да. И я не могу сказать, что прямо разительно, но отличаются. Да, они другие.
— А американцы, они ведь тоже отличаются, да?
— Да, конечно, совершенно отличаются.
— Они действительно такие, как их показывают в кино (в драмах, комедиях, мелодрамах)?
— Да, ну фильмы тоже разные бывают. Они (американцы) более доброжелательные. Я не знаю, искренние эти улыбки или нет, но, по крайней мере, общее впечатление, что такие радостные, «впечатлённые» и т. д.
— А с кем проще работать — со взрослыми или детьми?
— Иногда — со взрослыми, иногда — с детьми. Смотря какие взрослые и смотря какие дети. Есть взрослые люди, которые уже приходят на экскурсию с какой-то претензией. Они вроде как уже пресыщены жизнью. Вроде как: «ну что вы нам ещё покажете тут из интересного». Есть дети, которые уткнулись в телефоны, слушать не хотят. Всё по разному абсолютно.
— Что вы думаете о последних политических событиях в Эстонии?
— Ну, это не только в Эстонии. Это во всём мире повсеместно происходит. Ну что я думаю, я могу охарактеризовать несколькими словами — неадекватность, паника, страх и обнищание населения.
— Сохраняют ли в Эстонии исторические памятники и достопримечательности?
— Зависит от города. В Таллинне, разумеется, многое уничтожается. Вот мы свидетелями стали, как с Центра русской культуры сдирали эмблемы и ещё переименовывали в абсолютно нелепые названия. Всё это в Таллинне, а на острове Хийумаа есть такой же эстонский город — Кярдла. Вот там с большим уважением относятся к военной истории своего острова. Все экспонаты собирают, хранят и уважают историю.
— Назовите города, где вам нравится проводить экскурсии?
— Нарва. Я очень люблю Нарву. Для меня это город с какими-то особыми вибрациями. К сожалению, старая часть города там уничтожена. Я очень люблю гулять по Кренгольмской мануфактуре. Это величественные здания царской эпохи. Мне очень нравится.
— Проводите ли вы экскурсии где-нибудь ещё, кроме Эстонии?
— Да, на Сицилии проводила экскурсии. Я писала программу по следам «Коза Ностра». Очень волновало, кто они были — Робин Гуды или обычные злодеи. И вот по всем следам этой сицилийской мафии мы и прошлись (по наиболее известным). На вулкан Этна мы тоже заезжали.
— Вам понравилось?
— Понравилось, конечно.
— Хотели ли бы вы туда вернуться?
— Да, я в любой город бы вернулась. Я когда нахожусь в каком-то городе, то мне очень нравится знакомиться с людьми, узнавать, как они живут, пить кофе в нетуристических местах, а где местные обычно ужинают. Мне очень интересно с ними общаться. Со временем чувствую себя как дома и, соответственно, хочется возвращаться. Да, в Италию я бы возвращалась каждый месяц (просто не было возможности) — нерегулярно, но периодически.
— Чем Эстония отличается от других стран, где вы были?
— Тут более сдержанный народ. Я бы сказал, менее эмоциональный народ, поэтому очень сильно отличается. Тут не принято громко свои эмоции проявлять: это считается дурным тоном, а где-нибудь в другой стране наоборот.
— В какую страну у вас нет желания возвращаться?
— Нет таких стран, а есть страны, где я ничего не почувствовала. Скажем, Литва: там мне было скучно. Это не говорит о том, что это плохая или хорошая страна. Вообще-то я там ничего не поняла.
— А арабские или азиатские страны?
— Нигде не была.
— А есть желание поехать?
— Конечно.
— И в Египет есть желание поехать? И в Китай, Японию или Корею?
— Конечно. Я вообще люблю путешествовать. Была бы возможность, я бы каждую неделю или каждый месяц куда-нибудь уезжала, но не получается так часто.
— Куда вы хотите ещё раз поехать?
— В Португалию. Я взяла машину и проехала несколько регионов от Лиссабона до разных крайних точек. В общем, мне это очень понравилось. Мне народ очень нравится. Они настолько добрые. Там же горки и пригорки, а чтобы сэкономить, я взяла машину manual. Разумеется, у меня плохо получалось её водить, и когда я стояла и психовала там на какой-нибудь горочке, ко мне пытались подойти, чтобы помочь припарковаться. Это очень забавно было, и поэтому мне там было очень хорошо. Атмосфера такая приятная.
— На каких языках вы ещё проводите экскурсии?
— Помимо русского, на эстонском и английском.
— С какого возраста можно брать детей с собой на экскурсию?
— Это зависит от ребёнка, но с семи лет им уже будет интересно слушать. Как минимум легенды.
— Как вы считаете это плохо, что таллиннский аттракцион «Городские легенды» закрылся?
— Конечно, всегда плохо, когда предприятие ожидает неудача или банкротство.
— Вы когда-нибудь там были?
— Да.
— Вам там нравилось?
— Мне да. Это пользовалось популярностью в своё время. И люди именно приезжали, которые ни разу не были в Эстонии, и уже владели информацией, что туда надо сходить, спрашивали, как туда попасть. Соответственно, он пользовался большой популярностью, но, к сожалению, не выдержал.
— Какие мировые достопримечательности переоценивают?
— Я думаю, что нет таких достопримечательностей, потому что сколько людей — столько и мнений. Кому-то нравится, кому-то нет — это дело вкуса и выбора.
— То есть вы не знаете. Для примера, в Америке есть достопримечательности, такие как гора Рашмор или Большой каньон?
— Для кого-то это — величественный каньон. А для кого-то просто жалкое зрелище! Сколько людей, столько и мнений, поэтому сложно сказать.
— С какими известными людьми вы встречались вживую?
— Кто вас интересует — артисты, президенты? Среди экскурсантов был такой эпизод — я большая поклонница творчества Цоя, но из-за возраста не попала на его концерты — он умер. А один раз я проводила экскурсию его отцу, и для меня это был большой подарок, когда Роберт Максимович Цой пришёл на мою экскурсию. А так среди экскурсантов не помню никаких таких звёздных имен. У меня просто был период, когда я много общалась с известными людьми, но это не связано с экскурсионной деятельностью. Это было связано больше с молодостью, с посещением модных клубов, которые находятся в другой стране. Поэтому там повсеместно кто-то встречался, и там происходили знакомства, но это не в Таллинне.
— Насколько сильно популярен туризм в Эстонии?
— Я сейчас работаю только с местными. У меня иностранных туристов практически нет. Редко (может быть, два раза в месяц) кто-то заказывает, а если говорить о русских, то это в основном жители нашей страны.
— Уменьшилось ли количество туристов за последние годы?
— Существенно. Не то что уменьшилось, а то, что туристы из Санкт-Петербурга и Москвы просто исчезли.
— Вы скучаете по туристам?
— Про это уже легенды можно рассказывать, как во время рождественских праздников «яблоку негде было упасть» в нашем городе. Толпы туристов ходили по городу. Сейчас такого нет. Сейчас зимой можно гулять по Старому городу и не встретить ни одного человека.
— Как вы думаете, правильно ли сделали власти Таллинна, что сократили дни Рождественской ярмарки?
— Это самое неразумное решение — одно из самых неразумных решений, на которые способны, потому что практика показывает, что в начале января очень много туристов. Именно местных туристов, которые гуляют по Старому городу. У меня экскурсия была и есть — «Рождественская ратуша». Было очень здорово выйти из Ратуши. Они шли пить глинтвейн, есть орешки, а сейчас они выходят на абсолютно мёртвую площадь. Исчезли огоньки. Честно, как будто рождественскую радость украли. Ломать не строить!
— Какие малоизвестные достопримечательности Эстонии стоит посетить?
— Что угодно, хоть Рапла, хоть Хаапсалу. Везде есть история, связанная с дворянством, с рыцарством, хоть по кладбищу пройтись и удивляться, что эти известные люди имели отношение к нашей стране.
— Какое самое удивительное место вы посетили за свою жизнь?
— Я не могу определиться. Меня изумляют только массивные постройки в том же Риме. Огромные двери. Для кого это строили? Непонятно, если крепость в нашем городе — она явно для людей небольшого роста, то для кого эти ручки на двери (2,5 или 3 метра от пола) — это большие загадки. Меня смущает, почему всё по-разному построено.
— А вы были во Франции? Что вас там впечатлило?
— Честно? Грязь и большое количество мигрантов. Это было очень давно, в начале 2000-х. И уже тогда там было всего этого достаточно. А сейчас говорят, что ещё хуже. Реальность оказалась не такой симпатичной.
— Какие музеи в Эстонии нужно обязательно посетить?
— Военный музей на острове Хийумаа, чтобы удивиться, потому что дело происходит в Эстонии, где повсеместно уничтожаются какие-то воспоминания или исторические памятники. Там все эти экспонаты бережно хранятся.
— А вы были на Горе крестов?
— Нет, но есть желание посмотреть.
— А «Музей чертей»?
— Я там была, но меня интересуют абсолютно все мистические места. У нас на Хийумаа тоже есть «Гора крестов», но там очень скромное местечко. Оно не такое захватывающее с историями. У нас мистика больше связана с легендами.
— Какие у вас планы на будущее?
— Заниматься той же самой деятельностью и на базе этого участвовать в каких-то видеопроектах, писать что-то интересное.
— Вы публиковали свои статьи где-нибудь?
— Любой мой объект — либо видеосюжет снятый или какая-нибудь статья написанная. В общем-то мне это нужно для того, чтобы, если я долго не провожу экскурсию по той же психиатрической клинике или Батарейной тюрьме, то это как заметки для меня самой. И опять же, читатели или зрители могут всё это посмотреть, почитать. Но на самом деле это напоминание для меня.
— Где это доступно?
— На YouTube, но это не мой канал. У меня никогда не было своего канала и не планируется. Есть все видеопроекты, но нужно просто ввести в поисковик. Появится море информации. С ETV тоже периодически приходят и снимают, а так статьи я писала на портале Tribuna. Я писала о своих объектах, то же самое с видеосюжетами. Городские власти выделяли деньги культурные проекты, и всё это сейчас есть на YouTube. Проект называется «Kodurahu».
— Как вы думаете, что нас ждёт в будущем? Изменится ли что-нибудь к лучшему или худшему?
— Конечно, мы сейчас отлично живём, мы можем купить себе еду, путешествовать, но судя по тому что семимильными шагами идёт уничтожение Европы, будет просто элементарное обнищание населения. И оно уже сейчас есть. Но это только начало. Однажды при получении зарплаты будет возникать вопрос: заплатить за коммуналку или за хлеб. Я думаю, что это просто вопрос времени. Конечно, надо надеяться на лучшее, но не надо изумляться, когда настанет то, что должно настать по сценарию великих мира сего. По крайней мере, я вижу так, что никто во благо человека трудиться не собирается.
Читайте по теме:
Будущее Таллиннского Горхолла туманно — ФОТО
Тайны Таллиннской ратуши с Оксаной Яаксон
Ноблесснер — у современного красочного квартала богатая история