Замглавы гумштаба Одесчины — европейцам: Желаю, чтобы вам не потребовалась помощь Украины

Актуальный разговор о том, как организована гуманитарная помощь населению в самой большой из областей Украины – Одесской. Наш собеседник — Дмитрий ШПИНАРЁВ – заместитель руководителя гуманитарного штаба Одесской области

Дмитрий Шпинарёв — депутат Одесского райсовета. Имеет давнюю репутацию энергичного менеджера и хорошего организатора. Генеральный продюсер одесской «Юморины», в составе команды Одесского национального университета стал двукратным чемпионом Высшей лиги КВН.

Дмитрий Шпинарёв (справа). Фото Алеси Карелиной-Романовой

 

— Как в Одесской области организована система гуманитарной помощи населению?

— Мы, волонтёры, организовали сеть гуманитарных штабов в соответствии с административной структурой области. Основная задача, поставленная перед нами военной администрацией сегодня, — сформировать в первую очередь резерв продуктов питания на месяц жизни всех жителей региона в нынешней сложной ситуации. Сейчас у нас есть связь с польской границей, с румынской границей. Но если вдруг что-то случится, то жители должны иметь возможность прожить месяц, имея свою гуманитарку, имея свои запасы (как платные из магазинов, так и бесплатные для малоимущих) еды и медикаментов. По всей области есть склады резерва: в Одессе, в сельских районах, в каждом ОТГ (объединённая территориальная громада — административное общность из нескольких населённых пунктов — прим. автора). Эти склады пополняются из двух источников. Во-первых, у каждого ОТГ есть определённые средства и есть возможность самостоятельно проводить закупки. Второй источник — гуманитарная помощь из-за границы. Областной и районные штабы не имеют своих средств и являются сугубо волонтёрскими организациями. Поэтому мы наполняем свои склады исключительно из гуманитарной помощи. Мы сами её находим и организуем доставку. Кстати, водители, как правило, тоже волонтёры.

Рабочий момент на складе.

 

— В своё время было такое понятие, как «государственный резерв». В чём его функция сейчас?

— Насколько я знаю, в государственном резерве сегодня хранится такое стратегическое сырьё, как пшеница. Про остальное сказать не могу. Руководит этим направление военный губернатор области. Наши задачи: искать гуманитарную помощь за границей, организовывать её доставку, получать её, формировать склады. Затем, по распоряжению губернатора, направлять её в те регионы, которые больше нуждаются сегодня, чем мы. И мы отгружали грузы в Николаев, Вознесенск, Южноукраинск, Очаков.

Вся гуманитарная помощь состоит из четырёх-пяти пунктов: продукты долгого хранения, медикаменты, детское питание, средства гигиены. Мы, понимая проблематику, у себя ввели ещё один пункт — корма для животных. Ведь животные в населённых пунктах тоже остаются без еды.

Пока с кормами у нас плохо. Их мало, но что-то есть. Корма мы на резерв не оставляем, а сразу раздаём. У нас есть координатор в штабе по животным — известная одесская зоозащитница, которая в мирное время защищает права животных, а сейчас, зная все приюты, места, где нужно кормить бездомных собак, кошек, получает и сама развозит эти корма. Она знает потребности, знает реальных людей, которые кормят этих животных. Не по зоомагазинам развозит, а в реальные приюты и в специальные места кормёжки.

Медикаменты, которые к нам приходят, мы перебираем и отдаём в областной Департамент здравоохранения. Оттуда лекарства, а на днях к нам пришли ещё и ИВЛы (аппараты для искусственной вентиляции лёгких — эффективны при лечении ковида), — всё это отправляют по поликлиникам и фельдшерским пунктам. По лекарствам трудно проверить, а вот ИВЛы мы увидели на фотографиях, где они стоят.

Сейчас начала работать государственная программа «Соседи»: области, в которых меньше проблем, помогают областям, в которых больше проблем. Мы отвечаем за Николаевскую. Так, в один из дней мы сформировали коробки с месячным набором необходимых продуктов, затем отправили их в Николаев, чтобы там раздавали в особо пострадавших районах. Это делается на основе того минимума, что прописан кабинетом министров.

Идёт комплектация наборов.

 

— В Одесской области тоже достаточно людей, которые никуда не уехали, потеряли работу, находятся в стрессовом состоянии и нуждаются в помощи. По какому принципу планируется дойти до каждого?

— С первых же дней возникло огромное волонтёрское движение. Все всем помогают, вытаскивают из кармана последние деньги, покупают продукты, готовят обеды, кормят. Это с одной стороны. С другой стороны, никуда не делась система службы социальной защиты, где на учёте стоят многодетные, только что родившиеся, одинокие, малообеспеченные. И она как работала в мирное время, так и работает. На это тратятся государственные деньги. Сегодня, насколько я знаю, школы работают на «удалёнке». Всё, что касается продуктов питания, которые покупались для питания школьников, сегодня может идти для питания малоимущих. Эта строчка в бюджете есть, а школьники сидят дома, и эти средства могут туда направляться.

— По факту это происходит?

— Я не могу сказать, что у нас идет шквал звонков: «Помогите, не хватает!» Есть проблемы, которые больнее, чем булка хлеба. Например, памперсы! Они стоят дорого, и, когда у тебя родился ребёнок, ты не можешь одевать их через раз или стирать… Так вот, стоят они дорого, а родитель потерял работу, ему нужно помогать. Например, мы отгружаем памперсы на сельский Подольский район. Они расходятся по всем ОТГ, в которых родились дети. Детям нельзя сказать: «Подождите, вот сейчас мы выиграем войну, и через год мы вам купим памперсы». Им через год уже ни памперсы, ни детское питание не нужны будут. Им нужно здесь и сейчас.

— Но до памперсов были и обычные пелёнки, которые можно просто стирать и… 

— Не будет памперсов, дойдём и до пеленок. Пока нам помогает весь мир и шлёт памперсы — мы отправляем памперсы.

— У иных ОТГ могут быть бюджетные деньги, но где взять необходимое, если в торговых сетях сейчас проблемы с поставками?

— Вторая часть гуманитарной политики — пополнение полок магазинов. Сейчас в Украине сильно упростили законодательство для того, чтобы сети супермаркетов могли покупать продукты за рубежом, даже если нарушились логистические цепочки в самой стране. Раньше ты получал продукцию из Черниговской области или из Херсона, который сегодня оккупирован, а в Николаеве идут бои. Поэтому сейчас это невозможно. Теперь нужно покупать в Румынии, Болгарии, Словении и других доступных странах. Упростился ввоз, упростилась возможность покупать валюту, даже упростилось законодательство по этикеткам на банках. Теперь можно не маркировать на украинском языке с нашим штрих-кодом. В супермаркетах появляются консервы с надписями на румынском, на болгарском, на польском… «Дырку» первых двух недель войны, когда всё рухнуло, начинают потихоньку затягивать.

— Кстати, из-за этого среди населения пошли слухи, что в одной из торговых сетей на полках появились продукты из гуманитарной помощи. 

— Была такая ситуация, но оперативно отреагировали наш гумштаб, власть и эта сеть. Утром пошли эти слухи, а вечером уже пошло в СМИ разъяснение, что это прямые поставки из Румынии по упрощённой схеме. Напряжённость спала, вопрос закрыли. Люди так устроены, что даже если мы с вами не будем ничего делать, найдутся те, кто скажет, что мы сделали что-то плохое. Нужно делать своё дело и не обращать внимание на то, кто что говорит.

— Из каких европейских стран больше всего приходит помощи?

— Я не могу так конкретно ответить. Мы не занимаемся учётом, из какой страны пришло больше. К нам приходили фуры из Турции, Греции, Германии, Франции, Испании, Литвы, Румынии, Болгарии, Польши. Может, я кого-то упустил…

Пришла гуманитарная помощь!

 

— А в чём сегодня особенная нужда?

— Консервы! Нам нужно для Одесской области банок в два с половиной раза больше, чем может произвести современный консервный завод… В рамках военного времени конкретные цифры назвать не могу. Может быть, мы дуем на холодное, но, наверное, так лучше.

— Гуманитарный штаб проблемами беженцев занимается?

— Нет. Одесская область не рекомендована для пребывания беженцев. Есть опасность с моря, Приднестровье рядом, со стороны Николаева идут бои… Поэтому всем рекомендуют схему «приехал-уехал». Каждый день с Одесского вокзала уходит эвакуационный поезд на Западную Украину. Или можно доехать до Молдовы или Румынии. Мы сами не рекомендуем людям оставаться здесь беженцами.

— Для того, чтобы попасть на бесплатный эвакуационный поезд, — что нужно сделать?

— Приехать на вокзал, зарегистрироваться и уехать. Скоро появится онлайн-регистрация беженцев на государственном портале, и в каждом районе есть горячая линия для беженцев. Многие становятся беженцами очень быстро и не успевают собрать вещи, остаются в одних шлёпанцах. В таких ситуациях помогают и власти, и наши жители.

— Что бы вы сказали нашим европейским друзьям?

— Во-первых, огромная благодарность всем, кто помогает! Мы этого не хотели, нам не нужна была никакая помощь. Нам не нужны были консервы, мука и одежда. Мы не мечтали об этом, но так сложилась ситуация, что вдруг возникла у нас жёсткая в этом потребность. И огромное спасибо европейцам, что они очень быстро, очень щедро и очень качественно отреагировали на нашу нужду. С другой стороны, хочется пожелать, чтобы в ваших странах никогда не возникало такой потребности! И никогда не нужно было, чтобы вашим странам помогала Украина. Вот не надо! Давайте мы это закончим и будем жить, покупая друг у друга консервы, а не передавая в дар по такой нужде, как наша…

Читайте по теме:

В Эстонии продолжается сбор продуктовой помощи для Украины

войнаОдессаОдесская областьРоссиятопУкраина