Канадский хоккеист в России: «Как насчёт того, чтобы оставаться людьми?»

Канадский хоккеист — о роли настоящего спорта в отношениях между народами.

Марк Барберио, 33-летний канадский защитник, сейчас играет в череповецкой «Северстали», это его первый полный сезон в команде КХЛ, занимающей 7-е место в турнирной таблице Западной конференции. 272 матча в НХЛ, полтора сезона в чемпионате Швейцарии, 67 игр за минское «Динамо», затем участие в российском чемпионате — серьёзный опыт. По словам Барберио, защищает он не только свою команду, что естественно, но и принципы настоящего спорта: умение работать на совесть в команде, радовать болельщиков, с уважением относиться к сопернику. Настоящий, подлинный спорт, по мнению Марка, воспитывает качества, которые очень бы пригодились многим.

Зимние радости канадца

—Марк, вы играете уже второй сезон в России — сначала играли за казанский «Ак Барс», сейчас выступаете за череповецкую «Северсталь», доставляя радость и вызывая уважение у русских болельщиков. У русских сейчас появился ещё один повод для радости: наконец-то пришла зима. Вы освоились, не мёрзнете?

— Мне, к счастью, не потребовалось долгого времени для адаптации: во-первых, я вырос в Квебеке, в Монреале, а Канада, как известно, не меньше России любит снег и холод. Во-вторых, замёрзнуть при всем желании не получится: работы так много, что никакой холод не страшен. Постоянные тренировки, игры, выездные матчи — на месте не засидишься. И я, и моя супруга очень любим зиму, снег (я из Канады, жена — из Швейцарии). Ходим, бывает, гуляем с собакой по вечернему Череповцу, наслаждаемся настоящей зимой. Чисто, спокойно, хорошо. Даже пёс радуется, а мы тем более. Так что любовь к русской зиме мы полностью разделяем. Но что нам больше всего нравится, так это ваше умение поддерживать друг друга, общаться по-доброму — я имею в виду не только хоккей, но и жизнь вообще. Люди открыты, зайти в гости друг к другу, спросить, как дела, предложить помощь и действительно её оказать для них естественно. Вот такая естественность мне очень по душе. То же я видел в Белоруссии, когда играл за «Динамо» (Минск), то же — в Казани. Как у вас говорят, «свои ребята». Мы ценим такие отношения.

Марк Барберио. Фото: severstalclub.ru

 

Отцовский подарок и свобода от «рабства»

— Вы когда заинтересовались хоккеем? Понимаю, что канадцы рождаются с клюшкой и в коньках, но всё-таки.

— В четыре года. Отец подарил мне клюшку, сказал: «Парень, вот тебе самая крутая игрушка на свете — буду рад, если понравится». Мне настолько понравилось, что хоккеем я стал заниматься всерьёз и, похоже, правильно сделал. Отцу я благодарен за то, что он не настаивал, не заставлял меня против воли играть в хоккей: просто по-отцовски, по-доброму пробудил во мне интерес и уважение к этой достойной игре.

—Чем отличается канадский или американский хоккей от хоккея русского? На примере НХЛ и КХЛ?

— Отличия есть, но я бы не сказал, что они принципиальные. Главное различие, на мой взгляд: в НХЛ играют лучшие хоккеисты. В КХЛ тоже выступают отличные хоккеисты, некоторые даже лучше игроков из четвёртого, третьего, а иногда и второго звеньев команд НХЛ, однако в США и в Канаде есть такие звёзды, как Макдэвид, Маккиннон, Мэттьюс, Кросби, Овечкин А это всё-таки другой уровень, я считаю. Совершенно логично, таким образом, что их соперники стремятся выработать в себе подобные навыки: высокие скорости, мощные, виртуозные броски, манера атаки, техника защиты — всему этому можно и нужно учиться у мастеров. Итак, в КХЛ очень и очень сильные игроки, это мощная лига, единственное отличие заключается в уровне лучших игроков, и это значит, что свой уровень игроки могут и должны повышать. Чем и занимаемся, кстати.

Марк Барберио в составе «Тампа-Бэй Лайтнинг» в 2014 году. Фото: Lisa Gansky (flickr.com/people/15257592@N08)

 

—Вы говорите, что дел у вас много, день расписан по минутам…

— О, да. Для праздности просто нет времени. Да и желания, если на то пошло.

—Попав в «большой спорт», человек не чувствует себя в рабстве?

— С какой такой стати? Есть определённые правила, которых ты должен придерживаться, которые действительны для обеих договаривающихся сторон — каждый выполняет свои обязанности, работает на совесть. Нет, ни о каком «рабстве» я бы не говорил. Играть я умею и люблю, повышать своё мастерство естественно для профессионала. Да, бывает тяжело, но, поверьте, того стоит: это касается как собственно хоккея, так и человеческих качеств, которые он призван воспитывать.

«Не враг — соперник!»

—Какие же это, по вашему опыту, качества?

— Умение жить в команде, например. Да, те самые старые добрые чувство локтя, взаимопомощь, «один за всех и все за одного», способность взглянуть на себя со стороны и где-то придавить свой эгоизм, а где-то постараться доказать свою правоту, не унижая оппонента. Если брать соперника, то неизменно уважать его. Не позволять злости из спортивной стать животной — даже наши знаменитые хоккейные стычки, какими бы жёсткими они ни казались, все-таки служат, скорее, эмоциональной разрядке, чем какой-то глупой ненависти. Ещё хоккей воспитывает умение воспринимать оппонента не врагом, а соперником. Огромная разница, согласитесь. На днях, слушайте, мы здорово сыграли во Владивостоке с «Адмиралом» и в Новосибирске с «Сибирью», оба матча выиграли, но — какие это были матчи! Какие серьёзные соперники, какая поддержка болельщиков своих команд! Пожимаешь руку ребятам, понимаешь, что все выложились по полной — кто победил в игре по праву, кто уступил с достоинством. И здесь ты испытываешь только глубокое уважение к сопернику. Ну и справедливую гордость за свою команду, ясное дело, тоже.

Главная задача настоящего спорта

— Сейчас в результате всевозможных запретов на участие в международных турнирах и прочих санкций российские команды не могут выступать на привычных соревнованиях. Это плохо, на ваш взгляд?

— Политика и спорт, по моему глубочайшему убеждению, должны быть разделены, но я вижу, что, к большому сожалению, сейчас это не так. Я считаю, что спорт позволяет находить общий язык людям со всего мира и служить инструментом объединения, а не разобщения. Спорт должен быть чистым, как бы патетически это ни звучало. Проще говоря, спорт должен оставаться самим собой, это в первую очередь соревнование, тут нет врагов, только соперники. Не хочу касаться политических или геополитических трений, разногласий и прочих размолвок — всё это печально. Но я уверен: и сам спорт, а за ним и другие сферы нашей жизни только выиграют, если мы будем оставаться людьми. Вот этого я всем нам желаю.

Читайте по теме:

Роберт Рооба: Одна из татуировок будет напоминать о России

"Северсталь"КанадаКХЛМарк БарбериоНХЛРоссияспорттопхоккей