Фонд Artalliance проводит просветительскую работу в обществе для поддержания творческих способностей детей с особенностями развития — так сказано в его уставе. Фонд был создан больше девяти лет назад; концерты «Мама жизнь подарила» — видимая часть айсберга, невидимая — помощь особым детям и их семьям, она ведётся постоянно, и в неё вложено столько сил, средств, воли и любви.
С чего всё началось?
Рассказывает Лариса Саванкова:
— У меня была в одном кафе встреча с мамами особых детей. Я рассказывала о себе, о творчестве, о нашем театре, и потом за такой вот милой беседой стала спрашивать у мам о их житье-бытье, и оказалось, что многие из них постоянно дома, с детьми, которых нельзя оставлять одних. Женщины стали называть диагнозы. Пошли совершенно чудовищные наборы медицинских терминов и ещё более страшные пояснения того, что за этой латынью стоит. Я слушала и понять не могла, как эти мамы справляются тем, что им выпало пережить. И вдруг у меня вырвалось: «Девочки, знаете, чего я хочу? Хочу, чтобы вы сходили к парикмахеру, надели лучшие платья, пришли в театр — и увидели, как на этой сцене вместе выступают профессиональные артисты, юные звёздочки из любительских творческих коллективов и ваши дети!»
— Лариса, тогда это не казалось утопической идеей?
— Если нет уверенности в себе, нет понимания: «Я обязан/а сделать это», любая идея будет утопической. Я верю и верила тогда: никакие болезни и физические ограничения не станут преградой для достижения целей, если есть мечта, которая ведёт тебя. А у этих детей есть мечта! Важно разглядеть её и придумать способ осуществить.
Тогда директором нашего театра был Тыну Лесмент. Я пришла к нему обсудить, как реализовать идею, тогда ещё только оформлявшуюся у меня, и он посоветовал создать фонд. Мы взялись за это с Кристиной Кяйс, и ещё нам помогала мама особого мальчика Анна Фаттахова.
Город отказал, но люди помогли
— У Кристины в этом отношении прекрасная наследственность. Её отец, Адольф Кяйс, был очень добрым — причем действенно добрым — человеком…
— О да, все мы, знавшие Адика (для друзей он был Адиком), помним его как человека с огромным сердцем, щедрой душой и замечательными организаторскими умениями. Кристина — в него. Она и на этом концерте работала с нами, просто из зала её не было видно, она как бы «серым кардиналом» была, её зона ответственности — то, что происходило за кулисами, чтобы всё было на месте, дети накормлены, переодеты для выступлений. Ведь они за кулисами целый день. Потому что иначе не подготовиться. Всю неделю, кроме понедельника, сцена занята, репетиции, спектакли. В понедельник либо аренда, гастроли театров из других городов, либо цеха не работают. Единственная большая репетиция — в день концерта.
Раньше город нам помогал. Мы ждали, что поможет и в этом году, написали проект, подали в горуправу. Нам велели что-то в нём подправить. Ладно, подправили, подали в исправленном виде. 25 апреля, когда подготовка шла уже полным ходом, нам вдруг отвечают: в вашем проекте отказано, так как у города есть более убедительные заявки. У моих дорогих соратников шок: «Как же так? Ведь речь идёт о помощи тем, кому она так нужна!». «Ничего страшного, — говорю я. — Идём вперёд!»
И сколько оказалось людей, которые нам помогли! Например, Андрей Петров, который руководит клубом виндсёрферов. Или Алексей Кунчев, привёзший огромное количество фруктов и ягод для детей, их хватило на всех, а ещё мы собрали из них корзину для одного особого мальчика, в семье которого трое детей. Ведь средства фонда — это не только выручка от продажи билетов на концерты. Это и бескорыстная помощь людей, многих из которых я не вправе назвать, так как они не хотят это афишировать. И не всех наших особиков, которые получили помощь, могу назвать — только тех, кто разрешили. В прошлом, два года назад, концерте у нас участвовал Паша Волчков, который мечтал стать программистом и хорошо зарабатывать. «Я подарю тогда маме самое красивое платье и самый красивый дом!» — говорил он. И когда мы вручали ему высококлассный, «навороченный» компьютер, он расплакался. Признаюсь: я тоже плакала.
Театр — спасибо директору Анне-Ли Пяйв — предоставил зал бесплатно. Все ребята из театра, весь технический персонал, художник по свету Антон Андреюк, звукооператор Дмитрий Прозоров, их команды, завтруппой Света Шушина, которая во время концерта стала замечательно точным и распорядительным помощником режиссёра, — всё бесплатно. И актёры, разумеется, тоже бесплатно. Я знаю, как Саша Ивашкевич сейчас занят со своим «Лицедеем» — и всё же попросила его выступить в концерте, он тут же согласился, сказал: только надо будет подумать нам тем, что спеть, какую нужную интонацию найти. Дима Кордас помогает мне с первыхх концертов. Наше заслуженное трио Лида Головатая, Лена Яковлена, Лиля Шинкарёва и примкнувшая к ним, приехавшая специально, чтобы помочь, Марика Таммару, подготовили замечательный номер. Илья Болотов, Таня Алтынник, Женя Кравец подключились в последние дни. Настя Цубина чудесную «Колыбельную спела». У нас много поющих артистов, и готовиться к концерту им помогала прекрасный педагог по вокалу Эда Захарова.
И уже стало традицией, что в концерте участвуют настоящие звёзды. Певицы Алика Милова, София Рубина, исполнительница танго Мария Зуева…
Элина Нечаева давно уже стала нашим талисманом; правда, в этот раз она выступить не смогла, была занята в спектакле театра «Эстония».
— Лариса, значит, концерт «Мама жизнь подарила» проходит именно в том формате, который вы когда-то задумали: профессиональные актрисы, лучшие детские коллективы и особые дети?
— Которых я называю: особики. Да, я их всех соединяю в одном шоу. Есть такое слово «коллаборация», звучит холодно, но смысл его: совместная работа, сотрудничество — вот этого мы и достигли. Я хочу назвать детские коллективы, с которыми сотрудничает наш фонд, во-первых, потому что благодарна им, а во-вторых, чтобы люди знали, сколько у нас невероятно талантливых творческих людей, педагогов, беззаветно влюбленных в свое дело, и их коллективов — должна же страна знать своих героев! Театр танца «Полли», его руководитель Полина Жукова — абсолютно мой человек! Музыкальный театр SLL Алёны Мейдра. «Непоседы» Лины Барановой. «Колор» Нины Гец. Гимнастики из клуба Кристийны Каськ «Кристаллин». «Рада» Жанны Нефедьевой, юные скрипачи Терезы Шмерлинг… Знаете, когда я называю имена и коллективы, боюсь кого-то забыть. Или уникальная девочка Лилия Сауволла, ей всего 14 лет, но у неё совершенно нереальный для такого возраста оперный голос. Она училась у выдающегося нашего педагога по вокалу Пилле Лилль, потом некоторое время семья жила в Финляндии, вернулась, сейчас они живут в Элва, под Тарту. Этой девочке необходимо продолжать учёбу в школах самого высокого уровня; у меня есть влиятельные коллеги в Европе, надеюсь, они помогут. Таланты нуждаются в поддержке.
Творчество заставляет мозг интенсивно работать
— Сложно ли налаживать контакты с особыми детьми их родителями?
— Психологически очень непросто.
Когда перед тобой раскрываются эти судьбы, нужно быть особенно чуткой и деликатной. Ведь сталкиваешься с горем! И с проблемами, о которых я раньше ничего не знала. Оказывается, есть родители, которые очень долго не признают диагноз, поставленный их ребёнку. Не хотят мириться с болезненной реальностью. Отвергают помощь. Как решиться: признать, что твой ребёнок — особый, довериться врачу, довериться самому ребёнку, чтобы он мог развиваться? И принять то обстоятельство, что для таких детей нет чудодейственной таблетки, нет такой хирургической операции, которая устранила бы недуг?
Есть только два рецепта. Первый — любовь, второй — творчество. Потому что творчество заставляет мозг интенсивно работать. Он посылает сигналы в нервную систему, и от этой постоянной работы что-то может сдвинуться в лучшую сторону.
Наш фонд дружит со всеми школами и организациями для особиков, всем помогает, я назову: Kadaka Põhikool, Eriline Мaailm, Südamete Soojus, Lasnamäe Põhikool, Vivere Kool… Как видите, их много, и это очень тревожно — мы видим, что вся атмосфера сегодняшней жизни, весь этот страх, неуверенность, слишком частая настороженность и озлобленность и есть фон, угрожающий здоровью детей, с самого начала, возможно, с зачатья!
А противостоять этому можно только любовью и трудом. Я не раз бывала в детском центре Канутиайа, у Людмилы Соловьёвой, которая там работает с особиками, и замечала, как эта деятельность придаёт детям силы, и родители в зале, видя на сцене своих детей, начинают улыбаться, догадываются , что не всё так грустно, как им думалось.
Часто эти ребята умеют то, что не всякий обычный ребёнок сумеет.
Игра на фортепьяно, занятия музыкой — это же развитие, тут задействована мелкая моторика, те самые сигналы от мозга в пальцы рук, проходящие через всю нервную систему.
Вот пример: Камиль Фаттахов. Я впервые его увидела в 6 лет, и как он с тех пор прогрессировал! С ним занималась сама Пилле Лилль. А на этом концерте Камиль, его отец Тимур Фаттахов и певица Ксения Россар исполнили «Аве Мария».
Или брат и сестра Матвей и Маша Середницкие. Он — колясочник. Какой чудесный танец они исполнили — и как принимала публика. У многих в зале на глазах были слёзы.
Мечта Алисы сбылась
— Говорят, особым детям очень много даёт общение с домашними животными.
— Да. Есть такое направление, иппотерапия, лечение через контакты с лошадьми. А какую душевную радость доставляет общение с собаками!
— Две собаки даже выступили в концерте.
— Да. Одного, бордер-колли по прозвищу Лео, я увидела на дог-данс-шоу и спросила его хозяйку Лизу Осипчук, не хотят ли они выступить у нас. Она тут же согласилась. Мой внук Кай, придя на репетицию, был в восторге от Лео — такой умный пёсик, настоящий артист, услышав аплодисменты, подходит к краю сцены и начинает кланяться.
А про девочку-колясочницу, которая выступала с чёрной собакой, породы сеттер-гордон, я очень хочу рассказать. Девочку зовут Алиса Абдукаримова, собака Рика принадлежит тренеру и заводчице Элине Петро, все они из Нарвы. Я давно знакома с Алисой, она так хотела участвовать в концерте, я позвонила в Нарву директору центра культуры «Ругодив» Эдуарду Тее, и он дал им сцену для репетиций.
Все мои знакомые «собачники», которые знали про Алису, очень за неё переживали. В секрете от девочки я позвонила её маме Ирене. «Какая мечта у Алисы?» — «Выступить на вашей сцене». «Эта мечта исполнится. А какая самая заветная?» «Щеночек, она хочет стать ветеринаром или кинологом, мечтает о собственной собачке — бордер-колли»
Это самая обучаемая порода, умная и дружелюбная. Я включила все свои знакомства с собачниками. Не спрашивайте, как мне удалось найти щеночка и каким способом я сохраняла поиск в тайне от Алисы, скажу только, что когда люди узнали о мечте девочки, фонд стал получать от кого 10 евро, от кого сотню. Но породистый щенок стоит дорого. И появился человек, который внёс недостающие деньги и попросил не называть его. Потому что благотворительность не нуждается в афишировании. На концерте Алисе вручили фотографию щенка по кличке Ника, сама собачка в этот день проходила прививки. А сейчас Алиса и Ника уже вместе.
— Лариса, это всё так чудесно и так трогательно. Спасибо вам, спасибо фонду Artalliance. А напоследок…
— А напоследок я скажу: самое главное для нас в таких концертах — то, что они открывают удивительный потенциал добра в особиках и их родителях. Хочу верить, что и в тех, кто в зале. Ведь нас объединяют неравнодушные сердца, добро и любовь.
Читайте по теме:
«Нашим лекарством стала музыка». Мама особого ребёнка Анна Фаттахова о детях, которым нужна помощь,…