Ладно, оставим яйца (крашеные) в покое. Не меньший восторг вызывает и такой пассаж: «В этот день запрещено конфликтовать, плакать и ругать других людей. Помиритесь с родственниками и попросите прощения у тех людей, кого вы обидели ранее, — сообщает портал «Х».
Честное слово, такое впечатление, будто христиане только и ждут разрешения как следует поорать друг на друга да поскандалить как следует. А, пореветь еще случая не упускают – а тут такая недокука: нельзя сегодня. Потому что Пасха. Ну ничего: пройдет, и мы такое замутим – небо зажмурится.
Смех смехом, и, как вы понимаете, я не хочу сказать этим своим абзацем про крашенки, будто православные находят смешным и глупым увлечение бытовыми особенностями, потому что все из себя безгрешные. Уж что-что, а это я опровергнуть могу, руководствуясь личным опытом. Опровергнет, наверное, любой. Вопрос в правильной расстановке акцентов: что главное в Воскресении Христа, в Которого я категорически верю, несмотря на грехи – что собственные, что всех остальных.
Расставить эти самые акценты, на мой взгляд, поможет воспоминание об одном из наших добрых земляков, благодаря которым Эстония и Православие – ничуть не антонимы в сознании многих. Итак, отец Владимир Залипский. Тот самый, который служил в Александро-Невском соборе долгое время. Тот самый, который всех и всегда называл «братья и сестры». Тот самый священник с тихим голосом, на проповеди которого собирался чуть ли не весь Таллинн и жался поближе к амвону, чтобы не пропустить ни одного слова. Потому что слова эти были по-настоящему добрые, благие. Замечу, кстати: «благое слово» — «евангелие» по-гречески. В один из пасхальных дней священник так обратился к пришедшим:
— …заповеди Бога – это фундамент, это основа, на них все держится. Если я буду за собой следить, за разными мелочами, а не буду хранить основы – ничего не получится. Вот у Христа есть слова – Он говорит, что можно оцеживать комара, а поглощать верблюда. То есть, можно заниматься всякими рассуждениями, а не помнить самого главного. Самое главное – что? Это любовь, простота, честность, порядочность, трудолюбие, отказ от себя в пользу человека, нетребовательность, невзыскательность, неосуждение, а наоборот – прощение, терпение, приветливость, простота.
Наверное, это основное очень трудное для исполнения. Трудное, но ясное. И это возможно, любезные братья и сестры, это можно и нужно стараться делать. Конечно, заповеди Христовы – это всегда как звезды на небе: они сияют и к себе зовут. И мы Христовы заповеди выполнить не сможем, но не в этом дело – дело в том, чтобы к ним стремиться. Все дело в устремленности – чтобы у нас было устремление ко Христу и к Его словам, Его Евангелию, Его духу. А дух Христа – это дух любви, смирения и кротости.
Почему я это говорю? Потому что есть прямая связь между заповедями и Духом. Если я храню заповеди, стремлюсь к ним, борюсь с собой, стараюсь всеми силами искоренить из себя всякую неправду, зло, нечистоту, ложь, гордость, и наоборот, стараюсь насадить в своей душе настроения противоположные и дела добрые, чистые – тогда и Дух Божий будет со мной. Господь даст мне, если я буду в Него верить и Ему молиться. Обязательно даст – это закон. И наоборот: если я этого делать не буду, то сколько бы я ни молился и не постился, толку никакого не будет, это надо помнить всегда.
Древние святые, не мы с вами, чем велики? Они прежде всего велики своей простотой – простотой веры, отношением к посту, Евангелию. А в чем простота? – Как Господь говорит, так они и делают. В этом сила святых. Они понимали слова Христа не как-то так хитроумно, не начинали выискивать – а как, а что, а почему, может, иначе понять надо…Нет, не так. А вот буквально: сказано – люби врагов, молись за них, никогда не мсти, попросили у тебя – поделись, дай, спросили рубашку – отдай и верхнюю одежду, не взвешивая: а что будет, а вдруг я останусь голым, а вдруг я заболею? Вот прямо так и делай. Оттого-то и были они сильны духом, за то и хранили их, святых, не люди, а Сам Христос. Вот в этом сила христианства, в этом она была, есть и будет. И где это есть, там все есть. А где этого нет, там ничего нет…Все живут Богом, без Бога жить нельзя. Но кто понимает дело, тот это может чувствовать и радоваться этому. Потому что чувствовать Христа – это великая радость, любовь, настоящая полнота жизни. Вот этой полноты жизни и этой жизни по Христу я всем нам от души желаю. Христос воскресе!
…Конечно, много проще бегать с куличами и яйцами, не гладить, не мыться и чего там еще не делать. Попробуй – прости (искренне, от души) урода, который тебя оскорбил, заработанных денег не отдает или любую другую пакость устроил. Прости, не держи зла. Сложно? – Не то слово. Отец Владимир знал, что говорил. Но будет ли мое христианство настоящим, если я ограничусь гастрономическими домыслами и тонкостями, не обращая внимания на самого Христа, я сильно сомневаюсь.