Игорь Круглов: Пюхтицкий монастырь — святыня, спасённая от закрытия

В XX веке, во времена гонений советской безбожной власти на Православие, Эстония — несомненно, по Промыслу Божию, — сыграла очень важную роль в плане его сохранения. Дело в том, что на её территории оставались открытыми православные храмы общины — люди исповедовали свою веру даже тогда, когда в соседнем СССР большинство приходов и монастырей было закрыто или разрушено, а сотни тысяч священнослужителей — убиты или отправлены в тюрьмы и лагеря.

А ещё в Эстонии, в Таллинне, в глубоко верующей семье российских дворян-эмигрантов родился Его Святейшество, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй (в миру — Алексей Михайлович Ридигер; 23.02.1929 — 05.12.2008) — 15-й Предстоятель Русской Православной Церкви со времени введения Патриаршества на Руси (1589). Предстоятель, подлинный миротворец, который своим подвижничеством объединил разъединённые после катастрофы 1917 года две ветви русского Православия — РПЦ и РПЦЗ — и сделал очень много для расцвета Церкви и обретения мира в обществе.

Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий Второй. 1950-е годы. Фото: puhtitsa.ee

 

В его церковной биографии об этом периоде повествуется так: «Тогдашнюю эмигрантскую молодёжь отличал высокий духовный настрой. Огромная роль принадлежала Православной Церкви… Своеобразие русской эмиграции в Эстонии во многом определялось компактным проживанием русских на востоке страны. Здесь стремились побывать рассеянные по всему миру русские изгнанники. По милости Божией они находили здесь «уголок России», заключавший в себе великую российскую святыню — Псково-Печерский монастырь, который, находясь в то время за пределами СССР, был недоступен для безбожной власти. Ежегодно совершая паломничества в Пюхтицкий Свято-Успенский женский и Псково-Печерский Свято-Успенский мужской монастыри, родители будущего Святейшего Патриарха брали мальчика с собой…»

Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий Второй. Фото: puhtitsa.ee

 

Вот именно эти две великие обители — Псково-Печерская и Пюхтицкая — в первой половине XX века и были главными оплотами Православия на эстонской земле.

Псково-Печерская, без сомнения, известна всем верующим, и не только им. Это один из самых крупных мужских монастырей с многовековой историей. Его название связано с находящимися там «Богом зданными» (то есть созданными Богом) пещерами. Датой его основания считается 1473 год, когда преподобный Иона выкопал в холме из песчаника пещерную церковь Святого Успения Пресвятой Богородицы. Ныне холм, где находятся Успенская церковь и пещеры, называется Святой горой.

Псково-Печерская обитель — дом Пресвятой Богородицы. Икона конца XVIII века из Никольского храма. Фото: ppmon.ru

 

За почти 550 лет своего существования монастырь сохранил древние монашеские традиции и прославился святыми угодниками и старцами, среди которых — святой иеросхимонах Симеон (Желнин), архимандриты (старшие монахи) Иоанн (Крестьянкин), Алипий (Воронов), схиархимандрит Агапий (Агапов), схиигумен Савва (Остапенко), валаамские старцы и многие другие подвижники веры и благочестия.

Монастырь, повторим, никогда не закрывался за всю историю своего существования. В период между Первой и Второй мировыми войнами (с февраля 1920 до января 1945 гг.) он избежал большевистских гонений благодаря своему нахождению в Эстонии. А после окончания Великой Отечественной войны, когда Печорский район был передан из Эстонской ССР в состав Псковской области РСФСР, продолжал действовать, поскольку начиная с 1943 года, как известно, Сталин отменил запрет Церкви и разрешил открывать храмы и приходы.

Свято‑Успенский Псково‑Печерский монастырь. Фото: ppmon.ru

 

Аналогичная история сложилась и со Свято-Успенским Пюхтицким ставропигиальным женским монастырём (Пюхтица (Pühtitsa) по-эстонски — «святое место»), о котором мы сегодня расскажем подробнее.

Он расположен в деревне Куремяэ (эст. — «Журавлиная гора») волости Алутагузе (Ида-Вируский уезд Эстонии). Ещё в XII-XIII столетиях в этих местах проходил торговый маршрут, соединявший Новгородскую и Псковскую земли с древними эстонскими городами Юрьевом (Тарту) и Колыванью (Таллинн). Тогда же здесь возникли и первые русские поселения.

Богородицкой стали называть эту гору после того, как в XVI веке на ней произошло знамение — явление Божией Матери эстонскому народу, изнемогавшему в неравной борьбе с тевтонскими рыцарями. Однажды летним утром местные пастухи увидели на горе Царицу Небесную в сияющем лазурном облачении. Они рассказали об этом односельчанам. Те на другое утро тоже отправились на гору и тоже увидели Пречистую Деву Марию в сиянии чудного света.

Строительство Святых врат. На заднем плане — первая Успенская церковь. Фото: puhtitsa.ee

 

На третье утро, согласно Сыренецкой летописи, к горе сошлись уже крестьяне из всех близлежащих селений:

«И вновь Пресвятая Дева почтила их Своим явлением. Она стояла у подножья горы, где забил источник ключевой воды. Потом Пречистая Дева стала подниматься всё выше, выше и, остановившись у величавого дуба, скрылась от их взоров. На том месте, где стояла Пресвятая Дева Мария, селяне обрели в расщелине дуба икону Успения Божией Матери. Крестьяне-эстонцы, будучи лютеранами, передали икону православным, которые построили на месте явления у древнего дуба часовню в честь Успения Божией Матери и поставили там обретённый образ…»

Ежегодно, в день Успения Пресвятой Богородицы (15 августа, или 28 августа по новому стилю), верующие шли крестным ходом с чудотворным образом на Святую гору.

«Проезжих дорог не существовало вовсе, шли православные через болота и леса по узким тропам, по колено в болоте… икону несли поочерёдно, прижимая к груди», — так повествует летопись.

28 августа 2022 года. Успение Пресвятой Богородицы. Фото: puhtitsa.ee

 

А годом рождения Пюхтицкого монастыря считается 1891-й. Его открытию активно содействовали князь Сергей Шаховской, его жена, графиня Елизавета и отделение Православного Прибалтийского братства из местечка Иевве (сейчас Йыхви).

«По мысли нашего Братства, будущая женская обитель могла бы явиться хранительницею чудотворной иконы Успения Богоматери на самом месте её чудесного явления и под сенью этой святыни совершать путь иноческого подвига», — писала Елизавета Шаховская епископу Рижскому Арсению.

А вот строки из её письма знаменитому адвокату Ф. Н. Плевако:

 «Мы — русские, православные, должны пойти навстречу нашим эстонским братьям и дать им то, без чего на земле человеку жить нельзя: церковь, школу, уход за больными… и чего они, будучи бедны, сами себе дать не могут…»

Графиня Шаховская (Милютина) была похоронена в основанной ею обители в 1939 году.

Проект Пюхтицкого Успенского собора. Фото: puhtitsa.ee

 

Первой игуменьей монастыря стала монахиня Варвара (в миру Елизавета Дмитриевна Блохина) Согласно монастырской летописи, «она ушла в монастырь десятилетней девочкой, до Пюхтицы почти сорок лет отдала служению и познанию Церкви: проходила клиросное послушание, в совершенстве изучила церковный Устав, простое обиходное пение, была лучшей чтицей, прекрасной золотошвеёй, давала уроки рукоделия в монастырских училищах, слушала медицинские лекции, состояла в должности помощницы уставщицы и, наконец, десять лет была помощницею ризничей». Матушка Варвара также имела диплом сестры милосердия Красного Креста и практический опыт по уходу за ранеными и больными. Она заложила в Пюхтице основы иноческой общины и перевела на Богородицкую гору из Йевве благотворительные лечебницу, аптеку и сиротский приют…

Игумения Варвара с сёстрами. Фото: puhtitsa.ee

 

В начале 1960-х годов, когда на Церковь открылась волна хрущёвских гонений и по всей стране снова стали закрываться храмы, Пюхтицкую обитель спас тогдашний епископ Таллиннский и Эстонский Алексий, будущий Патриарх. Он был связан с ней неразрывными узами, поскольку ещё с детства приезжал сюда с отцом-священником. Здесь же, в 6-летнем возрасте, маленький Алёша Ридигер прислуживал за богослужением в алтаре Успенского собора. Позднее, став владыкой, очень много помогал для строительства и развития монастыря.

Он приложил все усилия, чтобы планы богоборцев не воплотились. С его стороны это был настоящий подвиг, и пюхтицкие монахини безмерно благодарны ему за спасение святыни.

Пюхтицкий монастырь в январе 2023 года. Фото: puhtitsa.ee

 

Читайте по теме:

Таллинн. Снег на улице Звёздной

Путешествие в страну монахов — Святой Афон

Протодиакон Андрей Кураев жителям Эстонии: Давайте друг другу завидовать

Алексий IIИда-Вирумааправославная церковьПюхтицкий монастырьрелигиятопЭстония