Одним из двух главных оплотов Православия в республике в те годы был Псково-Печерский монастырь (второй — Пюхтицкая женская пустынь). И сегодня он является таковым, но уже в юрисдикции России.
Псково-Печерская обитель, имеющая многовековую историю, входит в число самых крупных мужских монастырей. Название своё она получила в связи с находящимися там «Богом зданными» (то есть созданными Богом) пещерами. Они всегда очень почитались верующими. Вход в Святые пещеры — рядом с Успенским собором. Сегодня над входом восстановлена древняя надпись: «Богом зданные пещеры». Рядом, в нише, стоит гроб преподобной Вассы. Слева, в помещении наподобие часовни, — гробницы преподобных Марка, Ионы, Лазаря.
Основан монастырь был в 1473 году, когда преподобный Иона в холме из песчаника выкопал пещерную церковь Святого Успения Пресвятой Богородицы. Теперь холм, где находятся Свято-Успенский собор и пещеры, именуется Святой горой.
Древние монашеские традиции неуклонно сохранялись здесь всегда, в течение столетий и доныне. Обитель прославлена святыми угодниками и прозорливыми старцами: это святой иеросхимонах Симеон (Желнин), архимандриты Иоанн (Крестьянкин), Алипий (Воронов), схиархимандрит Агапий (Агапов), схиигумен Савва (Остапенко), валаамские старцы и многие другие подвижники веры и благочестия.
На древнюю псковскую землю Православная вера была принесена ещё в Х веке равноапостольной княгиней Ольгой, которая, согласно преданию, родилась в деревне (веси) Выбутской около Пскова. Также, гласит местное предание, здесь жили и иноки из Киево‑Печерской лавры, бежавшие сюда из‑за опустошительных набегов крымских татар. В течение долгого времени Псково-Печерский монастырь тоже подвергался набегам иноплеменников.
После этих набегов расцвет обители произошёл только в 20‑е годы ХVI века, при игумене Дорофее. Тогда была обновлена и расширена Успенская церковь, построен придел во имя преподобных Антония и Феодосия Киево‑Печерских. В 1521 году обитель обрела чудотворную икону Успения Богоматери «в житии» (с житийными клеймами), написанную иконописцем Алексеем Малым по заказу псковских «торговых людей». Монастырь перебрался с горы в долину Каменца. Ко второму десятилетию ХVI века был составлен общежительный устав по образцу Киево‑Печерского, учреждён чин церковной службы по преданию древних монастырей, с ежедневным богослужением. Эти старинные традиции обитель свято хранит и сегодня.
В конце 1581 года на Псков двинулась польско-литовская армия, состоявшая из 100 тысяч человек. После продолжительных боёв неприятель подобрался вплотную к обители. Он обстрелял её из пушек и пробил стену возле Благовещенского храма. Туда ринулся отряд нападающих. Казалось бы, поражение неизбежно. Но иноки принесли к пробитой стене главную монастырскую святыню — древнюю икону Успения Божией Матери — и стали горячо молиться Пресвятой Богородице. Заступница христиан услышала их молитвы, и все атаки врагов были отбиты. В летописи рассказывается и о других чудесах, свидетельствующих об особой милости Господа и Матери Божией к Псково-Печерской обители. Как повествует сайт пустыни, секретарь походной канцелярии короля Батория, устроившего нашествие, некий ксендз Ян Пиотровский, записал в своём дневнике: «Немцам не везёт в Печорах, были два штурма, и оба несчастны. Пробьют пролом в стене, пойдут на приступ, а там дальше ни с места. Это удивляет всех, одни говорят, что место заколдовано, другие — что место свято, но, во всяком случае, подвиги монахов достойны удивления».
Чудотворные иконы Божией Матери «Успение» и «Умиление» были отосланы к защитникам Пскова. Они вдохновляли их на ратные подвиги, и в итоге за пять месяцев осады неприятель, более 30 раз штурмовавший Псковский кремль, городом так и не овладел…
Ещё много было набегов различных завоевателей, но милостью Божией, по молитвам Пресвятой Богородицы, святая обитель продолжала стоять.
Особая страница её летописи — XX век. Господь управил так, что монастырь, повторим, никогда не закрывался за все 550 лет своего существования. Между двумя мировыми войнами он избежал большевистских репрессий благодаря своему нахождению в независимой Эстонии. А по окончании Второй мировой, оказавшись в составе Псковской области РСФСР, тоже продолжал действовать, поскольку, начиная с 1943 года, Сталин прекратил гонения на Церковь и дал добро на возрождение храмов и приходов.
Это было, как известно, связано не с его покаянием, а с боязнью проигрыша Гитлеру. И действительно, все крупные и решающие виктории Красной армии, вплоть до великой Победы, стали происходить именно во взаимосвязи с обращением солдат к Богу и решением о возрождении Церкви.
В годы Великой Отечественной войны на территории Псковской области действовала Псковская православная миссия. Это была пастырско-миссионерская организация, имевшая целью возобновление церковной жизни на северо-западе РСФСР после преследований советской власти. Её образовал в августе 1941 года митрополит Виленский и Литовский Сергий (Воскресенский) при содействии немецкого рейхскомиссариата. Таким образом, даже в условиях немецкой оккупации, он смог сохранить каноническое единство Прибалтийских епархий с Русской Православной Церковью. Основу миссии составили русские священники из Рижской и Нарвской епархий.
Здесь нужно отметить, что, согласно гитлеровской доктрине, на подконтрольных Германии землях следовало поощрять появление различных религиозных групп, чтобы размывать религиозное сознание подчинённых народов и тем самым уменьшать риски противодействия нацизму от людей, патриотически объединённых одной верой. Но, с другой стороны, для идеологов «рейха» было важно завоевать симпатии православного населения путём возрождения Церкви, гонимой при большевиках. Потому они и позволили появиться упомянутой миссии. Формально её глава находился в юрисдикции Московского патриархата, а в храмах звучало поминовение митрополита Ленинградского Алексия (Симанского), и немцы долго не возражали против этого.
Эти события отражены в замечательном фильме «Поп» (2010) режиссёра Владимира Хотиненко по роману Александра Сегеня — первой художественной картине, снятой при непосредственном участии патриарха Московского и всея Руси Алексия II и под эгидой Московской патриархии.
В центре повествования — судьба простого сельского священника из Псковской области. Напомним, что 2 февраля 1920 годa Печорский уезд бывшей Псковской губернии вошёл в состав независимой Эстонии по условиям Тартуского мирного договора. Герой картины, судя по всему, проживал в одной из уездных деревень, где служил настоятелем маленького храма. Во время гитлеровской оккупации священноначалие предлагает ему продолжать службу в русле деятельности Псковской миссии. Отец Александр соглашается на сотрудничество с немцами с единственной целью — иметь возможность служить Богу и людям. Он регулярно доставляет одежду, пропитание и всё самое необходимое советским военнопленным, которые находятся в близлежащем концлагере, берёт в свою семью детей-узников из страшного гитлеровского лагеря Саласпилс и детей-беженцев, чудом выбравшихся из блокадного Ленинграда. Вместе с тем он отказывается отпевать садистов-власовцев, убитых советскими партизанами… После освобождения села в конце 1944 года НКВД арестовывает его, обвиняет в коллаборационизме и отправляет в ГУЛАГ. После выхода на свободу батюшка становится монахом в Псково-Печерской обители. Подобным образом сложились судьбы и других реальных участников миссии. Но как знать, не исключено, что появление этой организации и подтолкнуло «кремлёвского горца» к решению о возрождении Церкви.
Один из реальных православных подвижников тех лет — игумен Павел (Горшков). В 1941 году монахи выбрали его настоятелем, зная его глубокую преданность Христу, разумность и культуру. Уповая на милость Божию, он организовывал продуктовую помощь советским пленным в местном лагерном пункте № 134, а также больным и престарелым дома инвалидов и богадельни. А ещё в войну в монастырских пещерах прятались советские разведчики. Об этом имеются свидетельства очевидцев. Один из этих разведчиков лично подтвердил данный факт при посещении монастыря в 1984 году.
После освобождения Псковщины советскими войсками игумен Павел, как и батюшка в фильме, был арестован. Его приговорили к 15 годам заключения. Наместник скончался в тюремной больнице в возрасте 80 лет. Реабилитировали его только спустя 52 года…
Сейчас монастырь является великолепной и благоукрашенной обителью. Он ведёт издательскую и катехизаторскую деятельность. Игумен — митрополит Тихон (Шевкунов).
Читайте по теме:
Православие и атеизм — кто и во что верит в Эстонии
Кричать «Всё пропало!» не нужно. И вот почему… Беседа со священником Фомой Хирвоя из Таллинна
«Беспощадная правда Евангелия» — от богослова, родившегося в Эстонии