Разрыв духовных связей местных русских с Россией – смысл пещерной антиправославной истерии, раздуваемой политикумом Эстонии, явно теряющим человеческий облик
Непосредственно перед лютеранским Рождеством в масс-медиа Эстонии возник «девятый вал» воинственных нападок на православных Эстонии, их – Эстонскую Православную Христианскую Церковь (ЭПХЦ), но в ещё большей степени достаётся Русской Православной Церкви и Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу.
Так было незадолго до Рождества Христова, и в Рождество и после него. Судя по всему, за этим стоит антиправославная (читай: русофобская) камарилья (читай: бескультурье – политические нувориши и их карманные, мейнстримные СМИ, продолжающие служить не Эстонии и её народу, а исподволь сдувающемуся либерал-глобализму).
Есть основание полагать, что эти псевдопатриоты решили воздействовать на общественное мнение и Госсуд ЭР, который должен решить судьбу забракованного Президентом антиконституционного по его разумению Закона о поправках в действующий Закон ЭР О церквях и приходах. Возможно, эта грязная, антигуманная пропагандистская кампания призвана отвлечь население от ухудшения социально-экономического положения, глупости правящей элиты и её самых выдающихся представителей, обещаний нашей политэлиты вступить в войну с Россией.
«Свечку», открывшую новую кампанию травли «московского» Православия, в прямом и переносном смысле зажёг накануне четвёртого адвента известный эпатажный общественный деятель и политический скандалист Игорь Грязин на Nõmme Raadio. С его взглядами я читателя уже ознакомил.
Своё слово, по смыслу недалёкое от грязинских сентенций, но политкорректно, высказал Председатель Совета Церквей Эстонии и архиепископ Эстонской Евангелическо-Лютеранской Церкви Урмас Вийльма . Однако он открыто, под благовидным видом содействия экуменизму (идеология всехристианского единства) вмешивается во внутренние дела православных Эстонии, не просто не рекомендуя им жить на две Православные Церкви, как сейчас, а объединится конкретно вокруг одной из них – Эстонской Апостольско-Православной Церкви (ЭАПЦ) Константинопольского Патриархата.
В бой вступила и газета Postimees. Достаточно почитать её зловещую передовую статью-мнение «Мы только привыкаем к свету» (JUHTKIRI > Me alles harjume valgusega) в номере 26 декабря 2025 (смотри: ). К публикации приурочена вполне объективная карикатура Урмаса Невалтса. За одним исключением. Взбирающемуся по наклонной из темноты вверх к свету мужику с шапочкой и галстуком, разукрашенным эстонским триколором мешает почему-то привязанная к ноге цепь с гирей, которую украшают цвета флага Эстонской ССР и серп с молотом. На этот раз это – гиря, символизирующая тлетворное влияние православия.
Удивительное отсутствие самокритики и поиск виновных на стороне, прежде всего в России и русских. Вместо этого редакция предлагает другой, отвлекающий от нынешних невзгод и благоглупостей текст: «Как пишет многократный в прошлом премьер-министр Март Лаар в своём ёмком эссе «Будем жить!» (Elame veel!), напечатанном в последнем номере этого года газеты Postimees, эстонский народ успешно преодолел кризисы XX века, что должно вселять в нас уверенность, когда думаем о будущем. Развивая идею Лаара, мы можем обратиться к истории, чтобы получить подтверждение того, что благодаря упрямству эстонца, несмотря на то, что эстонский народ страдал у себя дома от «Чёрной смерти» (грандиозная пандемия чумы в Европе, захватившая в 1347 году и территорию нынешней Эстонии чумы – прим. публикатора), голодомора и разворачивавшихся на эстонской земле войн, его жизненная сила выказала стойкость.
Или мнение журналиста Теэта Корстена в первую рождественскую субботу (Esimene jõululaupäev) – 25 декабря уходящего года. Его опус, чуть отредактированный машинный перевод на русский язык с моими комментариями (курсивом) и предлагаю читателю на этот раз.
В завершение предлагается критическое мнение (в ФБ) о сути выступления Теэта Корстена. Его автор – известный лидер оппозиционного общественного мнения, беспартийный депутат Рийгикогу (фракция партии EKRE), руководитель Фонда защиты семьи и традиций SAPTK, юрист Варро Вооглайд.
*
POSTIMEES:
Теэт КОРСТЕН ⟩ В Эстонии следует обнулить коварное оружие империалистической России
Многими священниками подмечено и они отмечают, что большинство эстонцев «обнаруживают» Церковь именно во время Рождества. Поэтому, вероятно, не совсем беспочвенно поговорить о делах церковных – даже, если они омрачают и не радуют – в том числе и во время рождественских праздников, пишет журналист Теэт Корстен. (Такое оправдание автора и редакции нельзя считать удачным, оно скорее лицемерно – прим. публикатора).
***
Автор: Теэт Корстен, журналист
25 декабря 2025
- Всяко было бы здравомыслием обнуление в Эстонии влияния Московской церкви.
- После восстановления Эстонской Православной Церкви в Эстонии продолжают официально действовать две параллельные православные Церкви.
В конце года подводятся всевозможные итоги, и они, наверное, не были бы честными или серьёзными, если бы они игнорировали «чёрный список» дел, которые должны были быть сделаны, но по какой-то причине не были реализованы. (Ещё одно странное объяснение необходимости в «чернухе» – прим. публикатора).
Разбор этой темы можно начать с разных концов временной шкалы, но, безусловно, стоит упомянуть, что Православная Церковь в Эстонии, возникшая согласно томосу, изданному Константинопольским Патриархом в 1923 году, так сказать, была «оккупирована» с приходом советской оккупации Эстонии. Как и во всех сферах жизни, в Православной Церкви устранялись диссиденты, и с годами под властью Москвы сформировалось, казалось бы, единое церковное образование. Здесь стоит помнить, что российский экспансионизм с самого начала имел церковное происхождение – вспомним, например, идею третьего Рима, выдвинутую в XVI веке монахом Филофеем псковского монастыря (Спасо-Елеазарова монастыря – прим. публикатора).
После восстановления Эстонской Республики (в 1991 году – прим. публикатор) стало возможным восстановить здесь Православную Церковь (речь о довоенной Эстонской Апостольско-Православной Церкви (ЭАПЦ), созданной в нарушение церковных канонов и несогласия Патрираха Московского и всея Руси Тихона, даровавшего отколовшейся в обрётшей независимость Эстонии православной церковной структуре, автономию (самостоятельность во внутреннем устройстве), но не автокефалию (существование в отрыве от других церквей, то есть, полная самостоятельность). Последний статус, не сразу, в нарушение канонов, за спиной Патриарха Тихона, даровал Патриарх Константинопольский Мелетий ( что и обусловило создание ЭАПЦ в межвоенной Эстонской Республике прим. публикатора). В наше время восстановление довоенной ЭАПЦ стало возможным во многом благодаря её преемственности, сохранённой в изгнании (после того, как глава ЭАПЦ митрополит Александр (Паулус) признал переход этой Церкви в окормление Московского Патриархата советская власть разрешила ему в 1947 году уехать в Швецию, где он и пытался формально сохранить ЭАПЦ в изгнании – прим. публикатора). Тут трудно не заметить сходство с сохранением преемственности и эстонского государства (Правительство Эстонской Республики в изгнании (Eesti valitsus eksiilis) – сначала в Норвегии и чуть позже второе, параллельное, в Германии, но недолго просуществовавшее – прим. публикатора)). Но когда в 1991 году Эстонское государство было восстановлено, параллельно с ним не было никакого другого Эстонского государства, которое было бы частью «Русского Мира». В порядке замечания: такая параллельность наблюдается до сих пор в разных проявлениях, имею в виду, например, образование на русском языке, обращение с бывшими оккупантами и их потомкам, как с привилегированным классом (??? – прим. публикатора), предоставление некоего особого статуса русскому языку, что в Нарве и во многих местах Ида-Вирумааского уезда воспринимается, как нечто естественное, вместо того, чтобы задаться вопросом, как это вообще стало возможным? Ответ, конечно, кроется в нашей внутренней оккупации – в той травме, из-за чего у нас даже не хотят видеть, насколько неестественно и самоуничтожающе сохранение таких оккупационных развалин.
Но после восстановления в правах довоенной Православной Церкви в Эстонии официально осуществляют деятельность две параллельные Православные Церкви, что, кстати, противоречит канонам самой Православной Церкви (Верно, но как раз уроженец Эстонии Патриарх Алексий пошёл в 90-е годы ради компромисса с Эстонским государством на этот беспрецедентный акт, но, как видим, прогадал, не представляя, что религиозный мир между двумя православными Церквям в Эстонии будут в XXI веке оспаривать язычники, во многом формирующие нынче эстонскую политэлиту – прим. публикатора). Но, как и во многом другом, Путин и развязанная им большая война пришли на помощь Эстонии для решения проблем с православием (И снова верно – уже с помпой и провально одновременно «решаются» проблема с ликвидацией образования на русском языке, более успешно — подавление русского языка и русской культуры вкупе с любыми проявлениями русскости в повседневной жизни – прим. публикатора). Поначалу в Эстонии поняли, что Московский Патриархат во главе с его главой, Патриархом Кириллом, не осуждают войну, а, наоборот, поддерживают и поощряют её. Но ускорение посылов в этом направлении произошло после весны 2024 года, когда церковный собор в Москве принял документ, в котором войну против Украины назвали «священной» (Да, можно с этим категорически не соглашаться, но для Москвы она «священная», так как война идёт не столько с Украиной, сколько с её покровителями на Западе, то есть, принимает экзистенциальный характер для России, её сохранения — прим. публикатора). Этот же документ отрицает существование украинцев, как отдельной нации, требует присоединения к России украинской территории Россией и объявляют незаконной новую украинскую Православную Церковь.
(Тут необходимы принципиальные пояснения: во-первых, автор путает (обще)церковный собор Русской Православной Церкви с соборным съездом (XXV Всемирный Русский народный собор), который действительно состоялся весной 2024 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве под председательством Патриарха Кирилла; Дальше – хуже. СПЛОШНАЯ ЛОЖЬ И КЛЕВЕТА о том, что Наказ XXV Всемирного народного собора «Настоящее и будущее Русского мира» отрицает существование украинской нации или призывает к этому отрицанию; Что касается, присоединения украинской земли, то, снова, с этим можно не соглашаться, но она стала российской по волеизъявлению проживавшего там населения (в большинстве – русское) и что закреплено Конституцией РФ; Признание Народным Собором незаконной созданную Киевом новую Православную Церковь в подчинении Константинопольского (Вселенского) Патриархата объясняется грубейшими нарушениями церковных канонов и навязанным (вмешательство государства в дела Церкви) Киевом (экс-президентом Украины Петром Порошенко) учреждение новой структуры – Православной Церкви Украины (ПЦУ), получившей, как и ЭАПЦ в Эстонии, автокефалию от Вселенского Патриархата. Причём укрепление ПЦУ осуществляется неслыханным насилием в отношении прежних священнослужителей всех рангов и передачей новой Церкви – ПЦУ имущества т.н. промосковской – Украинской Православной Церкви (УПЦ), объявившей себя независимой, но сохраняющей связи с Московским Патриархатом; Как видно, по сути, ситуация – схожая с параллельно существующими православными Церквями в Эстонии – прим. публикатора).
Наше Министерство внутренних дел немедленно приняло дельные меры, Рийгикогу (в оригинале: riigikogu, с маленькой, строчной буквой в начале слова – прим. публикатора) аж, дважды принял закон, позволяющий прекратить влияние Кремлёвской церкви, и… Президент дважды не обнародовал этот закон, обратившись в Госсуд с просьбой признать его противоречащим Конституции ЭР.
Цель «мирного плана Украины», который только что созрел в Кремле и который долго обсуждался, заключалась не столько в быстрой выгоде, например, в захвате территорий, а в обеспечении в долгосрочной перспективе максимальных предпосылок для того, чтобы Россия могла даже в «мирное время» продолжать невооружёнными средствами дестабилизировать украинское общество и политику.
Одним из 28 требований «мирного плана» стало восстановление на Украине в прежнем виде деятельность Московского Патриархата – обеспечение деятельности Кремлёвской Церкви и восстановление её влияния на Украине, что является для русских одним из приоритетов. Поэтому, на наш взгляд, единственным разумным выводом было бы обнуление влияния этой самой Церкви.
Но нам даже не потребовалось враждебное внешнее вмешательство, чтобы принятие необходимого закона (Об обнулении – прим. публикатора) стало в Эстонии фарсом – или, правильнее было бы сказать, что мы точно не знаем, как это произошло.
Наши расходы на оборону фантастические, но в то же время они соответствуют реальности, в которой мы живём (Удивительно нелогичное сопоставление фантастики и реальности – прим. публикатора). Тем более странно, когда мы оставляем без должного внимания оружие (Русская Православная Церковь и о местной Эстонской Православной Христианской Церкви – прим. публикатора) империалистической России, одно из самых коварных, которое внедряли на протяжении веков.
*
Комментарий в Фейсбуке лидера оппозиционного общественного мнения, просветителя, защитника семьи и традиций, парламентария и юриста Варро Вооглайда
И в рождественское время издание Postimees публикует направленные против Церкви враждебные статьи, которые могут составить серьёзную конкуренцию совковой пропаганде.
Некий Теэт Корстен, человек с буквально нацистскими настроениями, выплёвывает в конце своей статьи следующее: «Наши расходы на оборону фантастически высоки, но при этом они соответствуют реальности, в которой мы живём. Тем более странно, что мы оставляем без должного внимания отточенный веками, один из самых вероломных видов оружия империалистической России». (Речь о Русской Православной Церкви и местной Эстонской Православной Христианской Церкви – прим публикатора).
Нет никаких фактов, которые указывали бы на то, что деятельность ЭХПЦ каким-либо образом угрожает независимости Эстонии или конституционному порядку, но, несмотря на это (именно в Рождество!), публично звучат призывы «обнулить» крупнейшую Церковь в Эстонии. Речь идёт о насильственном закрытии церковного объединения, ничего противозаконного не совершившего или его насильничание с целью подчинения государству.
Возражение, что в Эстонии в соответствии с Конституцией действуют свобода вероисповедания и другие основные права и что в Эстонии нет государственной церкви, не стоит и гроша. «Хватит трепаться и балаболить! Немедленно всем заткнуться! Конституция задумана не для того, чтобы она была щитом для врагов Эстонии!» — орут они, закатывая глаза и брызгая слюной.
Такое большевистское умозрение свидетельствует о тяжёлом, отталкивающем психическом расстройстве. Мне всяко не нужна такая Эстония, которую строят на такой лад. Это не имеет абсолютно ничего общего с терпимостью, великодушием и душевной щедростью. Напротив, это – воплощение нетерпимости, ограниченности, мелочности, комплексов страха и ненависти.
Тиражируя подобные тексты, мы видим, как на наших глазах взращивается чудовище, и Postimees, реализуя это, несёт за это очевидную ответственность. Стыдно, господа!
Публикатор Димитрий Кленский
Приведённые на сайте мнения могут не совпадать с позицией редакции. Tribuna.ee не несёт ответственности за достоверность изложенных в статье фактов. Если вы имеете альтернативную точку зрения, то мы будем рады её также опубликовать.