Рийгикогу направил президенту закон, текст которого после принятия парламентом был изменён без законных оснований.
«Как показывает приложенное к закону «Уведомление об исправлении ошибки», после принятия закона и до его направления президенту текст был изменен. В принятом варианте § 433 часть 2 пункт 4 ссылался на часть 7 того же параграфа, а в измененном варианте – на часть 6. Эта норма касается информации, которая должна содержаться в соглашении о гибком рабочем времени», – написал президент Эстонии Алар Карис в своём решении.
Как отметил президент, при рассмотрении закона были нарушены § 3 часть 1, § 102 и § 104 часть 1. Согласно § 3 (1) Конституции, государственная власть осуществляется только на основании Конституции и соответствующих ей законов. § 102 Конституции устанавливает, что законы принимаются в соответствии с Конституцией. Согласно § 104 (1), порядок принятия законов определяется законом о порядке работы Рийгикогу. Этот порядок изложен в Законе о регламенте и порядке работы Рийгикогу.
«В данном случае речь идёт не об очевидной неточности, а о содержательном изменении, которое влияет на права и обязанности лиц. В принятом виде закон не был бы непонятным по содержанию. Нет ни одной очевидной причины, почему закон не мог бы требовать включения информации об учете рабочих часов в соглашение о гибком рабочем времени», – сказал Карис.
«Согласно исправленному тексту, в соглашение о гибком рабочем времени должна быть включена уже другая информация – о праве работника отказаться от дополнительных часов и о порядке подтверждения его согласия. В обоих случаях речь идёт о важной для сторон договора информации. Кроме того, требование предоставления информации влияет на права и обязанности сторон, поскольку определяет, какие соглашения можно заключать», – считает президент.
Закон о регламенте и порядке работы Рийгикогу устанавливает очень строгие ограничения на то, как можно изменять текст законопроекта при подготовке к третьему чтению.
«Приведение ясного и понятного текста в соответствие с предполагаемой волей законодателя не является языковым или техническим уточнением. Если закон не позволяет сделать это ведущей комиссии до итогового голосования по законопроекту, то очевидно, что и после принятия закона нельзя начинать корректировать его содержание», — подчеркнул глава государства.
«Если бы после принятия закона его текст можно было менять под предлогом приведения в соответствие с «истинной волей законодателя», это создало бы возможность серьезного искажения парламентского процесса», – объяснил Карис.
Он считает необходимым вновь рассмотреть и принять закон в Рийгикогу, приведя его в соответствие с Конституцией.
Читайте по теме:
Пикет не помог — Рийгикогу одобрил гибкие трудовые договоры
Профсоюзы просят президента не обнародовать поправки к Закону о трудовом договоре
Минэкономики подготовило поправки в закон, упрощающие трудоустройство несовершеннолетних