Кленский: Сколь долговечна новая власть в Таллинне

Хотя переговоры новой коалиции в столичном Горсобрании считают бурными, а обсуждаемые планы грандиозными, ещё не снят вопрос о том, сколь долговечна новая власть. Речь об избрании нового, вместо Михаила Кылварта, мэра, которого должны избрать не позднее конца мая, пишет эстонский журналист Димитрий Кленский.

Кандидатуры пока не известны, если не считать соцдема Евгения Осиновского, которому эту должность намерены подарить за несомненные заслуги по отторжению от власти в Таллинне центристов и низвержению мэра Михаила Кылварта, почему-то вдруг ставшего «прорусским».

Сам Осиновский пока не заявлял ни о согласии, ни об отказе выставить свою кандидатуру в столичные мэры. Вряд ли причина этого в том, что его замучили угрызения совести за отвратительный, ничем не спровоцированный разрыв коалиции соцдемов с центристами в столичном горсобрании. Логично объяснил ситуацию экс-мэр Михаил Кылварт в передаче «Подробности» на «Радио 4» (ERR): «…Евгений этот пост не примет. Никто не знает, как долго продлится коалиция, а чтобы прийти в город, ему надо отказаться от мандата депутата в Рийгикогу. Прийти в город на совершенно шаткую позицию — думаю, что он на это не пойдёт».

То есть мэром станет другой соцдем, но временщик. Только не потому, что следующие выборы уже осенью будущего года. Ответ надо искать в ключевых в этой цитате словах: «Никто не знает, как долго продлится коалиция».

Игорь Грязин стал в горсобрании «гирькой»

В своей первой статье о «перевороте власти» в столице я предположил, что в горсобрании сложилась уникальная ситуация, которую метко сформулировал политик Яак Аллик: «39/39 и Игорь Грязин». Это значит, что столько голосов (39) имеют и те, кто снизверг Михаила Кылварта, и те, кто могут противостоять им (центристы — 33 депутата, EKRE — 6 депутатов), и «путчисты», входящие во фракции партии Реформ (15), соцдемов (9), Isamaa (7) и Eesti 200 (6), плюс два бывших центриста Таави Аас и Тынис Мёльдер, итого — тоже 39.

Известно, что рубеж более половины голосов в горсобрании составляют 40. Эту сумму подарил низвергателям Кылварта эксцентричный политик Игорь Грязин, который вышел из партии за несколько дней до проведения вотума недоверия Кылварту, заявив, что поддержит его противников. Так и произошло.

Но долго ли он, только что вышедший и из центристской фракции и став внефракционным депутатом, сможет играть роль гирьки, способной обеспечить перевес каждой из сторон? Дело в том, что он имеет статус замещающего депутата, каковым он стал после того, как избранный на выборах напрямую в горсобрание Андрей Новиков (бывший вице-мэр и экс-центрист) приостановил осенью прошлого года исполнение своих депутатских полномочий до 15 сентября этого.

В своей (упомянутой выше) статье я предположил, что работающий сейчас на одной из руководящих должностей в AS Tallinna Linnatransport (TLT) Андрей Новиков имеет возможность вернуться в горсобрание (что автоматически лишает Грязина депутатского места) в ближайшие дни, то есть до избрания в горсобрании нового мэра. Тогда свергнутый Михаил Кылварт (тоже вернувшийся в горсобрание депутатом) вместе со своей фракцией (33 депутата) плюс Андрей Новиков и фракция партии EKRE (6 депутатов), то есть в сумме — 40 голосов, смогли бы не только провалить при голосовании кандидатуру нового мэра, выдвинутую теми, кто недавно отправили в отставку Михаила Кылварта, но смогли бы выставить свою кандидатуру на пост мэра (да того же Кылварта!) и, создав коалицию центристов с национал-консерваторами (EKRE), взяли бы реванш за «путч», свергнувший Кылварта.

Но оказалось, что правила возвращения депутатских полномочий не позволяют приостановившему своё депутатство на конкретный срок сделать это до его истечения (у Андрея Новикова он истекает 15 сентября 2024 года).

Так что моё предположение о гипотетическом возвращении Кылварта в мэры, да и то при условии, что Андрей Новиков, вернувшись в депутаты, займёт сторону центристов вкупе с EKRE, если и состоится, то лишь после 15 сентября? Так мне объяснили.

Поэтому я прошу простить меня за мою фантазию о том, что до конца мая этого года можно провалить кандидатуру «путчистов» на пост мэра вместо Михаила Кылварта. Мне заявили, что это возможно только после 15 сентября с. г.

И всё равно меня продолжают одолевать сомнения, которые я адресовал столичной избирательной комиссии. Жду ответа. А пока прошу выслушать эти мои сомнения. В Законе ЭР «О функционировании местного самоуправления» § 19 Приостановление депутатских полномочий члена Собрания, сказано:

Пункт (2) Полномочия депутата Собрания приостанавливаются:

Подпункт 12) если он работает в учреждении той же волости или мэрии на основании трудового договора

Подпункт 3) на основании его заявления до указанной в нём даты, причём на срок не менее трёх месяцев.

§ 201. Восстановление депутатских полномочий члена Собрания

Пункт (1) Для восстановления депутатских полномочий член Собрания подаёт соответствующее заявление волостному или городскому секретарю, который отправляет его в течение не более трёх дней в избирательную комиссии волости или города. Заявление не надо подавать, если полномочия члена Собрания приостановлены к дате, указанной в его заявлении.

Пункт (4) Полномочия члена Собрания восстанавливаются и полномочия замещающего его члена Собрания заканчиваются с момента решения волостной или городской избирательной комиссии».

Эти законоположения касаются Андрея Новикова. Понятно, что ему не надо будет писать заявление после 15 сентября, так как его полномочия восстанавливаются автоматически, если он снова не отсрочит восстановление своих депутатских полномочий. Но из приведённых параграфов закона никак не исходит, что Андрей Новиков не вправе досрочно прервать свой заранее объявленный тайм-аут (в данном случае — до 15 сентября 2024-го). Но почему, не понять, почему это нужно запрещать?! Возможно потому, чтобы избежать чехарды с злоупотреблением приостановления полномочий и их восстановления. Но тогда надо оговорить, что лишивший себя на время полномочий депутат вправе делать это хотя бы раз в три месяца в пределах любого срока, который он сам обозначил в заявлении.

Алчность, прикрываемая русофобией

Теперь, подробнее о тех, кто стоял за вотумом недоверия.

Знаменательно, что нарушивший решение своей партии, член EKRE и депутат Таллиннского горсобрания Урмас Эспенберг своим участием в голосовании за отставку мэра проболтал порталу err.ee одну из истинных подоплёк случившегося: «Сегодня было выражение недоверия русскому правлению в Таллинне, и я должен был использовать эту историческую возможность». И это — секрет Полишинеля: эстонское общество уже забыло о стремлении (на словах) к реальной межэтнической толерантности и камуфлирует болтовнёй об «интеграции» и «растворении» русских в эстонском обществе. Оно перестало скрывать свою патологическую болезнь — русофобию, чему, впрочем, всячески потакали и потакают и Евросоюз, и Запад в целом.

Закопёрщик

Показательно заявление лидера фракции реформистов в столичном Горсобрании — Пеэтер-Пяртель Пере сказал порталу err.ee: «Я считаю, что реформа общественного транспорта в Таллинне, столичном регионе и во всей Эстонии должна идти с платными билетами… Бесплатных вещей не существует. Нам необходимы деньги для инвестиций. Я уверен… люди будут готовы за это немножко заплатить». Это — пример фарисейства власть имущих, интересы которых в Эстонии и отстаивает Партия реформ, и последняя забота которой — социальная защита самой нуждающейся части населения. Общественным транспортом в основном пользуются именно они. Зажиточных и состоятельных жителей заботит «автомобильный налог». Если пенсионерам и школьникам сохранят бесплатный проезд, то финансовая нагрузка при оплате проезда полностью, а не «немножко» ляжет на малоимущих. Намёк на выгоды для населения от направления высвобождающихся финансовых затрат на инвестиции абстрактен, поскольку теперь заказчиками мэрии станут предприниматели-спонсоры, ориентированные на тех политиков, которые лишили власти «русских» центристов, а новыми объектами в городе будут пользоваться в основном только состоятельные горожане.

Но главное, что не менее важно, чем закрытие «русского вопроса», для тех, кто голосовал за отставку Кылварта, — попасть во власть ради выгодного контроля и регулирования солидных финансовых потоков. Это позволяет влиять на то, какие предприятия и учреждения будут удостоены заказов городской власти на проекты, оплачиваемые за счёт столичного бюджета. Это — отличие от Рийгикогу, где не приходится рассчитывать на «навар», так как собранные с помощью налогов бюджетные деньги чётко распределяются по статьям расхода.

Наконец, совсем не последнее дело — использование административного ресурса (денег налогоплательщика) под самыми замысловатыми предлогами для поддержания имиджа партии, но и проведения выборов (через полтора года состоятся муниципальные).

Радуется Пеэтер-Пяртель Пере и тому, что можно будет позабыть о пропагандистских телепередачах и газетах «Pealinn»/»Столица», которые финансировались центристами, точнее, существовали на деньги налогоплательщика. Полная правда, однако, в том, что городские массмедиа возникли из-за ограничения мейнстримными (они же и прореформистские) СМИ доступа на страницы газет и в эфир центристов и «экреистов».

Интриган

Героем свержения политикума и этнократии стал Евгений Осиновский, решившийся (конечно, как марионетка в руках правления партии) на выход соцдемов (9 депутатов) из коалиции с центристами (33 депутата после выхода из партии и фракции Игоря Грязина) в Таллиннском горсобрании.

Ещё 21 марта он заявил порталу rus.delfi.ee, что «социал-демократы не присоединятся к вотуму недоверия оппозиции. „Вынесение вотума недоверия является инструментом оппозиции“». А после отставки Кылварта витиевато объяснил прессе причины «развода»: как сообщает портал rus.postimees.ee, тот полагает, что «решение о вынесении вотума недоверия Михаилу Кылварту далось социал-демократам нелегко, но отметил, что прекращение сотрудничества с Центристской партией было справедливым решением по отношению к обществу и бывшему партнёру».

Какая ещё справедливость, когда речь идёт о непримиримой схватке (читай: с элементами политической проституции депутатов-перебежчиков из партий в партии и, что невероятно, сохранением за ними депутатских мандатов) не только за власть и деньги, но и дальнейшую изоляцию русских и выхолащивание русскости из жизни Эстонского государства!

Интриган Евгений Осиновский наивно ссылался на центристский «долг в миллион евро», то есть штраф по делу Porto Franco, но который обжалован центристами в Госсуде ЭР, то есть никакого долга ещё в помине нет. К тому же это дело имеет прямое отношение к Юри Ратасу, а не к Михаилу Корбу. Не говоря уже о том, что судебный триллер по лукавому делу Porto Franco и причастности к нему бывшего генсека центристов Михаила Корба воспринимается как политический заказ, а не судебное решение.

Примечательно и осуждение Евгением Осиновским «пищевой цепочки» в аппарате городской власти, созданной центристами. Это — придуманные, бесполезные должности, но с реальными окладами для членов своей партии, её сторонников. Все эти сильно раздутые и даже беспочвенные обвинения смехотворны ещё и потому, что многое из того, что сегодня осуждают победители, будет со временем реализовано ими самими (речь о тех же «пищевых цепочках» в аппарате мэрии, но только теперь — для новых хозяев положения). Такова многолетняя практика эстонской выборной ветви власти. Единственно, что настораживает, так это ожидаемая «слепота» прореформистских правоохранительных органов на будущие «шулерские проделки», теперь — самих реформистов или их подельников по коалиции. В отношении именно центристов прокуратура было очень даже «зрячая».

Нестыковки

Тем не менее для горожан важнее всего их стабильное будущее в Таллинне и государстве в целом, о чём победители, наверное, и не задумываются — у них свои «игры» и ценности.

Не рано ли они радуются? С одной стороны, согласно сообщению издания «Деловые ведомости», известный бизнесмен Урмас Сыырумаа считает, что «с приходом новой власти для столичных предпринимателей ничего не изменится». С другой, ничто хорошего не обещают политологи новой, уже сегодня не такой единой, как в вопросе отставки Михаила Кылварта, коалиции из четырёх партий (реформисты, соцдемы, Isamaa и Eesti 200).

Казалось бы, реформисты, держащие жёсткий контроль над правительственной коалицией на Тоомпеа, готовы к этому и в столичном горсобрании. Портал rus.delfi.ee ссылается на Михаила Кылварта, который опасается: «Реформисты сделают с Таллинном то же, что и с государством».

Кстати, среди «путчистов» больше всего депутатских мест в столичном горсобрании у их вдохновителей — реформистов (15). Соответственно, они задают тон, хотя «дирижировать» этим дилижансом с четырьмя разновеликими колёсами (по числу партий в новой коалиции) пытается и партия Isamaa, возомнившая себя «предводителем дворянства» из-за свалившегося Бог знает откуда взявшегося взрывообразного роста рейтинга по сравнению с остальными партиями. И это несмотря на то, что их лидера Урмаса Рейнсалу как только не одёргивали, в том числе и премьер-министр Кая Каллас, за чуть ли не ультиматум — требование принятия в Рийгикогу закона, отказывающего гражданам России и Беларуси в голосовании на местных выборах, которые состоятся осенью будущего года. За этим стоит стремление сузить электоральную базу соцдемов и центристов и, соответственно, рост и без того в разы выросшей поддержки партии Isamaa, страдающей наполеоновскими планами.

Но и у остальных партий, скинувших Кылварта с поста мэра, аппетиты тоже волчьи. И неудивительно, что сегодня обнаружились нестыковки взглядов и подходов к исправлению «ошибок» центристов. Евгений Осиновский кокетствует перед публикой, демонстрируя объективность, мол, многие результаты работы мэрии при центристах заслуживают похвалы. В частности, бесплатный общественный транспорт, отменить который мечтают реформисты. Или такой расклад сил: партия Isamaa готова вести переговоры о создании коалиции и с партией EKRE, а социал-демократы категорически против этого.

И это только два примера бифуркации с реализацией в будущем интересов названных четырёх партий. Найти компромиссы будет трудно не только до следующих местных выборов (осенью 2025 года), но уже и теперь, при формировании новой коалиции.

Перебежчики

Что касается политиков-перебежчиков и партий, занимающихся политиканством, да ещё и с краплёными картами, то их судьба незавидна: ими попользуются и при первой возможности их выбросят за борт. Наглядный пример тому — судьба центриста Евгения Караваева, который, купившись на посулы, перешёл в начале нулевых годов, накануне местных выборов, в партию ResPublica, из которой со скандалом был выброшен.

Думаю, незавидна судьба и соцдема Евгения Осиновского, но особенно — бывших центристов-предателей: это Юри Ратас, Танель Кийк, Яак Ааб, Яанус Карилайд, Тынис Мёльдер, Мария Юферева-Скуратовски, Эстер Карузе, Андре Ханимяги, Энн Ээсмаа, Керсти Сарапуу, Игорь Грязин… Прокормиться им позволят, но стать топ-политиками — вряд ли.

Что касается сохранившейся Центристской партии, то в немалой степени она сама повинна в своём ныне тяжком положении. Главная беда — многие годы бесконечное соглашательство, уступчивость этнократии, в первую очередь — по реформе образования, которая привела к ликвидации русскоязычного образования и заведомому снижению качества образования русских/русскоязычных детей.

Стоит отметить, что евродепутат от Центристской партии Яна Тоом испортила отношения с сильным политиком-тяжеловесом из Нарвы Михаилом Стальнухиным, которого исключили из Центристской партии за то, что он назвал фашистами тех в правительстве, кто санкционировал демонтаж памятника (танк Т-34) и разрушение памятников, посвящённых павшим в Великую Отечественную войну 1941-1945 годов при освобождении Нарвы. Вместо поддержки Стальнухина и Тоом, и Кылварт осудили его и голосовали за исключение из партии. То была уступка тем, кто в последнее время предательски расстался с Центристской партией ради карьеры, да ещё и в обстановке русофобской истерии, развёрнутой в обществе государством и СМИ.

Мне кажется, что центристов может спасти только чудо. А именно — поддержка населения, которая могла бы на предстоящих летом выборах в Европарламент и в будущем году на местных выборах выразить своё недовольство политическими игрищами политиканов. А именно — массовым протестным голосованием за кандидатов Центристской партией. Но, увы, мечтать не вредно.

Как бы там ни было, но важно считаться и с тем, что Михаил Кылварт набрал на последних местных выборах несоизмеримо больше других голосов — 27 663! И вообще, огромное число таллиннцев поддерживает центристов — почти половина столичных избирателей. Кстати, так ли трудно было провести городской референдум или хотя бы нейтральный опрос общественного мнения о доверии самих таллиннцев к Михаилу Кылварту? Неприглядность расправы с ним воспринимается именно так уже потому, что чуть ли не 80% опрошенных социологами граждан ЭР одобряют отставку премьер-министра, лидера Партии реформ Каи Каллас, а она и её партия и в ус не дуют, продолжая высокомерно игнорировать оппозицию в Рийгикогу. Их наглость в том, что именно они организовали охоту на Кылварта, про которого честно написал журналист Эквард Йоакит в еженедельнике Eesti Ekspress (6 марта 2024 г.): «Я не отношусь к сторонникам тех, кто считает, что Центристская партия в Таллинне абсолютно всё делала неправильно. Честно говоря, большинство упрёков в их адрес cумасбродны… Местами остаётся впечатление, что свержение Центристской партии трудно понять разумом («Kohati jääb aga mulje, et Keskerakonna kukutamine toob kuu taevast alla»).

Читайте по теме:

Мэра Таллинна Михаила Кылварта отправили в отставку

Лаатс: Таллинн может оказаться в ещё большем тупике, чем Рийгикогу

Рейтельманн: Жизнь таллиннца будет ухудшаться со скоростью ракеты

Евгений ОсиновскийМихаил КылвартПяртель-Пеэтер ПереТаллиннТаллиннское горсобраниетопЦентристская партия