По словам председателя правовой комиссии Андре Ханимяги, каждый человек имеет и будет иметь право на свободу вероисповедания, и цель закона не заключается в том, чтобы запрещать какую-либо религию или препятствовать поклонению Богу. В то же время, отметил он, законодатель должен учитывать вызовы, угрожающие национальной безопасности и безопасности общества, в том числе гарантировать, что враждебные иностранные государства не смогут использовать религиозные организации против Эстонии.
«Законопроект определяет требования к деятельности и управлению религиозными объединениями, тем самым предотвращая враждебное влияние и дезинформацию. Проще говоря, связи с иностранными учреждениями и религиозными лидерами должны быть разорваны, если они представляют угрозу национальной безопасности Эстонии, поддерживают военную агрессию или противоречат международному праву», — пояснил Ханимяги.
Заместитель председателя комиссии Анастасия Коваленко-Кылварт заявила, что это суррогатная деятельность.
«Действующий закон допускает отказ в регистрации религиозного объединения или приостановление его регистрации, если деятельность религиозного объединения наносит вред общественному порядку, здоровью, нравственности, правам и свободам других лиц. Поскольку Православная церковь в Эстонии не нарушала закон и не соответствует ни одному из этих критериев, намерение состоит в том, чтобы искусственно создать незаконную деятельность путём внесения поправок в закон», — сказала Коваленко-Кылварт.
По её мнению, представленный в пояснительной записке анализ конституционности также является неполным, поскольку в нём не указано, рассматривались ли вообще меры, которые были бы менее обременительными для конституционных прав.
Согласно законопроекту, церковь, монастырь или община, действующие в Эстонии, не могут в своей деятельности руководствоваться или быть связанными через устав или экономически с руководящим органом, духовным центром, духовным лидером или объединением, находящимся в иностранном государстве и представляющим угрозу безопасности Эстонского государства, общественному или конституционному порядку. Такая связь также не может существовать с лицом или учреждением, призывающим к войне, террористическим преступлениям, насилию или поддерживающим военную агрессию.
Законопроект также уточняет, кто может служить духовным лицом в Эстонии. Духовным лицом не может быть человек, который был осуждён за преступление или которому запрещено проживать или находиться в Эстонии. Кроме того, уточняются требования к уставу религиозного объединения. Церкви и общины, которым необходимо привести устав и принципы деятельности в соответствие с законом, имеют на это два месяца со дня вступления закона в силу.
Комиссия приняла решение направить законопроект о внесении изменений в Закон о церквях и приходах, инициированный правительством, на пленарное заседание Рийгикогу для первого чтения 19 февраля.
Читайте по теме:
ЭПЦ МП подала заявление на регистрацию нового названия
МВД Эстонии: К церквям и приходам будут применяться дополнительные требования