Разговоры о том, чтобы пустить замороженные российские активы на помощь Украине ведутся уже давно, но в последние месяцы они начали обретать конкретные формы, пишет ERR. В ноябре минувшего года Еврокомиссия предложила план по конфискации замороженных российских активов. Урсула фон дер Ляйен тогда заявила, что в ближайшей перспективе ЕС и его партнёры могли бы взять на себя управление этими средствами и их инвестирование, а вырученные средства направить на компенсацию ущерба. Стоит отметить, что речь идёт о внушительных суммах: 300 миллиардов евро резервов российского Центробанка и 19 миллиардов евро российских олигархов.
Такие замороженные активы есть и в Эстонии, и в минувший четверг кабинет министров поставил перед Министерством юстиции и Министерством иностранных дел задачу проработать правовую сторону вопроса. По словам министра иностранных дел Урмаса Рейнсалу, цель в том, чтобы создать основу для дальнейшего использования этих замороженных активов для восстановления Украины.
«Заморозка означает, что имущество, скажем так, стоит. Образно говоря, находится в подвешенном состоянии. Цель должна быть в том, чтобы этот большой ресурс направить на восстановление, на поддержку Украины», — сказал Рейнсалу.
Отмечается, что для подобного шага в правовом государстве нужна юридическая основа. По оценке некоторых специалистов, здесь могут возникнуть сложности. Впрочем, Рейнсалу уверен, что создание правовых условий для этого решения необходимо, что станет важным прецедентом.
«В перспективе это существенно ослабит Россию, устрашит агрессора. Следовательно, политическое обоснование для него есть. Что касается поиска юридического обоснования, то сейчас в Европе правило, что отчуждение имущества возможно, если есть конкретное решение суда. В частности, например, в случае криминального делопроизводства — конфискация», — подчеркнул министр.
«По сути необходимо переделать порядок так, чтобы эти возможности появились. В целом международное правило заключается в том, что причинившая ущерб сторона должна его компенсировать. То есть нужно создать механизм компенсации. Я думаю, что в этом смысле юридически это возможно, а политически — крайне необходимо сделать», — добавил Рейнсалу.
Ожидается, что в течение месяца правительство получит конкретный список предложений, и на основе их будут приниматься дальнейшие решение.
Читайте по теме: