Алар Карис объяснил своё решение тем, что ч. 1 ст. 1 принятого закона юридически неясна и поэтому противоречит ч. 2 ст. 13 Конституции, сообщает канцелярия президента.
Ч. 1 ст. 1 принятого Рийгикогу закона гласит: «Общедоступная часть здания, а также публично выставленные памятники, скульптуры, мемориалы и другие подобные объекты не могут возбуждать ненависть, поддерживать или оправдывать преступления оккупационного режима или акта агрессии, геноцида, преступления против человечности или военного преступления».
В своём решении глава государства уточнил, что, согласно пояснительной записке, цель закона — запрет и удаление из публичного пространства таких объектов, которые нарушают чувство справедливости общества или представляют угрозу безопасности Эстонии.
«Это легитимная цель, но запрещённые объекты обозначены в законе выражением, которое невозможно однозначно истолковать и с помощью общепринятых способов интерпретации. Из пояснительной записки к закону видно, что запрещёнными являются прежде всего объекты, связанные с деятельностью советской власти. Однако сам запрет сформулирован гораздо шире. В такой ситуации исполнитель закона должен делать предположения о том, что же имелось в виду на самом деле», — сказал Карис.
Он добавил, что принцип правовой ясности требует, чтобы закон был достаточно ясным и понятным, чтобы каждый мог предвидеть действия государства и соответствующим образом cкорректировать свои действия.
Коваленко-Кылварт: Решение президента — хорошая новость
«Если бы не решение главы государства, то вскоре, возможно, мы получили бы ряд новых проблем. Для муниципалитетов принятие закона означало бы появление дополнительных объёмов работ и немалые финансовые затраты, причём совершенно бессмысленные», — поделилась своим мнением депутат Рийгикогу Анастасия Коваленко-Кылварт.
«К примеру, пришлось бы закрашивать потолочную роспись в театре «Эстония», удалять символику со здания кинотеатра «Сыпрус», сносить часть фасада здания напротив «Стокманна» и прочее. Поэтому одно только положение закона, позволяющее сносить здания, если запрещённую символику невозможно удалить, не может не вызывать сомнений в адекватности и правомерности инициативы», — сказала она.
Кроме того, депутат считает этот закон не только абсурдным, но и откровенно опасным, так как последствием его применения на практике стал бы дальнейший раскол общества и эскалация напряжённости. «Хочется надеяться, что в решении судьбы этой инициативы наконец-то поставлена точка, и новый созыв парламента не станет возвращаться к его рассмотрению», — добавила Коваленко-Кылварт.
Читайте по теме:
Правовой отдел Рийгикогу: Здание с советской символикой не представляет угрозы
Коваленко-Кылварт: Новый закон о памятниках позволит сносить здания
В Эстонии приступили к замене табличек на военных захоронениях