Рийгикогу не поддержал вотум недоверия министру образования и науки

Рийгикогу обсудил в понедельник, 6 мая, представленное 22 членами парламента письменное требование выразить вотум недоверия министру образования и науки Кристине Каллас.

Письменное требование об объявлении вотума недоверия представил председатель Эстонской консервативной народной партии (EKRE) Мартин Хельме. По его словам, министр образования и науки Кристина Каллас утратила доверие на своём посту, сообщает пресс-служба Рийгикогу.

Хельме привёл аргументы, которые легли в основу представления вотума недоверия. Он отметил провал общих вступительных тестов в государственные гимназии; проблемы, связанные с реформой образования; переход на эстоноязычное обучение, а также вопросы, связанные с привлечением в школы новых учителей и с оплатой труда.

По этим причинам фракции EKRE и Центристской партии представили вотум недоверия министру Кристине Каллас.

За недоверие Каллас проголосовали 25 депутатов Рийгикогу, против — 60.

Министр образования пояснила, что одной из основных и наиболее серьёзных проблем образования в Эстонии за последнее десятилетие было привлечение в школы новых учителей.

«Для того, чтобы мы смогли воплотить в жизнь положения, установленные в образовательной стратегии, или в плане действий по привлечению в школы новых учителей, недостаточно одной лишь подписи министра образования под одним, другим или третьим документом. Даже если Тартуский университет ежегодно начнёт выпускать вдвое больше педагогов, – этого тоже будет недостаточно. Нам необходимо, чтобы все владельцы школ, содержащие общеобразовательные школы в Эстонии, пришли к соглашению со всеми другими сторонами – представителями учителей, представителями государства, владельцами частных школ – в том, каковы условия работы учителей, каковой должна быть нормальная рабочая нагрузка учителя, чтобы эта профессия вновь стала привлекательной», – заявила Каллас.

По словам министра, проблема номер два в нашей системе образования – большое число молодых людей, имеющих только основное образование. И их количество неуклонно растёт.

«Число выбывающих из школы учеников после завершения основной школы в Эстонии – одно из самых высоких по ЕС. У нас много молодых людей, не поступающих ни на одну из следующих ступеней образования, не получающих среднее образование, высшее образование или профессиональное, среднее профессиональное образование. И это – действительно серьезная проблема», – отметила министр.

Она добавила, что в центре решения этой проблемы – профессиональное образование и привлекательность профессионального образования, наличие альтернативы для молодых людей, которые заканчивают основную школу и должны бы продолжить обучение.

«Реформа профессионального образования находится на этапе подготовки. Спешить с ней ни в коем случае нельзя, потому что изменения будут крайне существенны. Таким образом, следующие два года – это время для того, чтобы подготовить введение реформы профессионального образования в 2026 году», – сказала Каллас.

Относительно создания единой эстоноязычной школы она отметила, что это – длившаяся 30 лет попытка включить русские школы в эстонскую систему образования, в единую школьную сеть, чтобы больше не было сегрегации и дети из семей, где домашние языки разные, не ходили больше в разные школы. Подготовка и проведение этой образовательной реформы – одни из крупнейших в сфере образования в Эстонии. Она с сожалением отметила, что в 2023 году 53 % выпускников русскоязычных основных школ по-прежнему не могут сдать экзамен по эстонскому языку на уровень В1.

«Это – наше общее упущение. Это причина, по которой мы на деле и переходим на эстоноязычное образование», – подчеркнула Каллас.

«На основании полученной от местных самоуправлений информации, в первых и четвёртых классах, т. е. в переходных классах, не хватает порядка 90 учителей. В Таллинне и Ида-Вирумаа нет 90 учителей, которые могут прийти в первый или четвертый класс и начать преподавать там на эстонском языке», – сказала министр. Она пояснила, что с местными самоуправлениями ведётся крайне интенсивная работа по направлению этих учителей на изучение эстонского языка.

Главные проблемы кроются глубже

Объясняя причины выдвижение вотума недоверия член фракции EKRE Хелле-Мооника Хельме отметила, что какую бы озабоченность не проявляла министр образования в своей сфере, на самом деле ничего не двигается с места, нет ни единого лучика надежды. Смотреть же на проблему, по словам Хельме, надо гораздо шире, передаёт её слова портал Uued uudised.

«Вы также (ранее) говорили, что эстонцы не могут быть великими как нация, русские вполне могут быть великими, они могут интегрировать всех, кто им нужен. Это очень интересно. В свете такого заявления, как нам теперь смотреть на процесс объединения под вашим руководством русских детей в одну школу с эстонскими детьми под лозунгом перехода на эстоноязычное образование? Русские действительно очень хорошо умеют интегрировать других. И мы знаем, что это создало большие проблемы учителям. Смелые уже открыли рты и открыто критикуют и описывают эту печальную ситуацию в школе», — заявила Хельме.

Вопрос задаёт Хелле-Мооника Хельме. Скриншот: youtube.com/@riigikogu

 

«Мой вопрос был ещё и в том, что обучение эстонскому языку не ведёт к лояльности, интеграции, проблемы остаются, потому что первопричина, которую фактически следует устранять, на самом деле является массовой миграцией. Мы все ещё зализываем раны массовой иммиграции советских времен, а теперь имеем дело с новой массовой иммиграцией. Может быть, тогда мы бы просто не пускали сюда столько этих иностранцев, тогда нам не пришлось бы тратить на это столько наших государственных и национальных ресурсов», — считает представитель EKRE.

Читайте по теме:

EKRE и центристы выражают вотум недоверия министру образования и науки

Вотум недоверия мэру Таллинна Евгению Осиновскому провалился

вотум недоверияКристина КалласМартин ХельмеМинистерство образования и наукиРийгикогутоп