Аннели Аккерманн отметила, что достижение стратегических целей программы «Эстония 2035» должно быть подкреплено фискально-политическими решениями. По этой причине на правительственном уровне процесс составления программы тесно связан с бюджетной стратегией.
Аккерманн подчеркнула, что баланс бюджета — это мера государственной фискальной политики, направленная на сдерживание инфляции. «Не имея ответственной бюджетной политики, мы не можем ответственно, стабильно и сбалансированно руководить ни одной сферой жизни, не можем делать стратегические планы и придерживаться их», — сказала министр.
Она отметила, что меры, призванные смягчить влияние связанного с пандемией кризиса и развязанной Россией войны, довели бюджет до беспрецедентного дефицита. «Сокращение дефицита и возврат на устойчивое с фискальной точки зрения развитие, безусловно, важны для выполнения более долгосрочных целей государства», — сказала Аккерманн. Она пояснила, что стратегия и план действий «Эстония 2035» включают в себя перечень изменений и реформ, необходимых для решения возможных вызовов и выполнения государственных рекомендаций, а также для достижения долгосрочных стратегических целей. «Для выполнения этих изменений и реформ мы используем различные источники, которые включают в себя как фонды поддержки Европейского союза, так и доходы с налогов. Мы стремимся подобрать наилучшую комбинацию источников финансирования, обеспечить их наиболее удачное совместное влияние и, таким образом, добиться достижения целей», — сказала министр.
Существенно обобщая и не вдаваясь в подробности, можно сказать, что на протяжении следующего многолетнего финансового плана (2021–2027 гг.) из средств ЕС на выполнение зелёного перехода будет выделено 1,78 миллиарда евро; на поддержку цифрового перехода будет выделено 439 миллионов евро; на решение вопросов, связанных с транспортном и мобильностью, в том числе Rail Baltica, шоссе и электрификацию железных дорог, запланировано 1,35 миллиарда евро; на инфраструктуру в сфере здоровья и социальной сфере будет выделено 842 миллиона евро, а на развитие инноваций, науки, образования и предпринимательства — 1,3 миллиарда евро.
Аккерманн отметила, что экономика Эстонии до сих пор хорошо справлялась с кризисами. Экономическая конъюнктура Эстонии ухудшилась ввиду высокой инфляции и давления, вызванного затратами. В третьем квартале 2022 года ВВП снизился на 2,4% по сравнению с тем же периодом 2021 года. Причиной тому — негативное влияние войны в Украине и энергетический кризис, снижающий конкурентоспособность Европы. Тем не менее рост ВВП в среднем всё же должен быть положительным в 2022 и 2023 годах. По прогнозам, в 2024 году рост ускорится до 3%.
Аккерманн пояснила, что причиной высокой инфляции в первую очередь является резкое подорожание источников энергии. В вопросах спроса и предложения серьёзную проблему представляет последнее. Скорее всего, эта ситуация — не временная. Например, потребление на рынке электроэнергии превышает внутригосударственное производство. Если причина кроется в недостаточном количестве предложений, то следует сосредоточиться на повышении их числа. Также может помочь и сокращение спроса. Здесь каждый из жителей Эстонии, подчеркнула Аккерманн, может внести свой вклад, скорректировав свои привычки в соответствии с новыми реалиями.
Аккерманн сказала, что существенное влияние на финансовую позицию оказали рост цен и дополнительные затраты в бюджете, связанные с развязанной Россией войной. Согласно летнему экономическому прогнозу, в 2022 году дефицит государственного бюджета должен был составить порядка одного миллиарда евро, т. е. 2,7% ВВП. К счастью, дефицит бюджета значительно ниже. По состоянию на октябрь 2022 года дефицит бюджета правительственного сектора составил 44 миллиона евро, т. е. 0,12% спрогнозированного годового ВВП.
В результате экономического спада, вызванного глобальным финансовым кризисом, долговая нагрузка государства выросла с 4% до 10% ВВП в 2012 году. Связанный с коронавирусом кризис увеличил долговую нагрузку государства до 18,5% в 2020 году. В результате дефицита долговая нагрузка правительственного сектора в 2022 году выросла до 18,8% ВВП, а к 2026 году составит 26,2% ВВП.
Министр финансов пояснила, какие возможности есть у государства для улучшения финансовой ситуации. Она подчеркнула, что необходимо вести консервативную бюджетную политику.
В прениях выступили Марис Лаури (Партия реформ), Рейли Ранд (Социал-демократическая партия) и Айвар Кокк (Isamaa). В свободном микрофоне выступили Тармо Круузимяэ, Пеэтер Эрнитс и Калле Грюнталь. Стенограмма заседания доступна тут.
*Стратегия «Эстония 2035» задаёт для эстонского государства и народа стратегические цели на следующие пятнадцать лет и определяет изменения, необходимые для их достижения. Стратегия разработана совместно с партнёрами — неправительственными организациями, экспертами, учёными, политиками, предпринимателями, должностными лицами и многими другими участниками, в ходе дебатов, анализа, деятельности рабочих групп и опросов, посвящённых будущему нашего государства. В открытое сотворчество по подготовке стратегии «Эстония 2035» в 2018–2020 годах внесли свой вклад почти 17 000 человек из всех уголков Эстонии. Среди них 13 903 человека приняли участие в опросе, который проводился через интернет и библиотеки и представлял собой исследование жизненных ценностей, на основе которых были сформулированы стратегические цели. Рабочие документы, созданные в результате этого сотворчества, опубликованы на сайте Государственной канцелярии. Подробнее можно узнать по этой ссылке.
Читайте по теме:
Валге: Стратегия «Эстония 2035» — документ чиновников, а не народа