«3 минуты, чтобы укрыться. Куда успеешь ты?»

Лишь каждый третий человек действовал бы правильно и немедленно укрылся в ближайшем помещении при звуке сирены. Многие, сами того не осознавая, могут подвергнуть себя опасности: кто-то сначала стал бы искать информацию и поэтому отреагировал бы слишком медленно, кто-то покинул бы здание, чтобы отправиться в общественное укрытие, а кто-то не сделал бы вообще ничего. Таковы результаты пилотного исследования, проведённого компанией Turu-uuringute AS.

Октябрь — месяц защиты населения, в который Спасательный департамент подчёркивает важность подготовки к кризисам и обучает жителей Эстонии, как лучше подготовиться к трагическим неожиданностям. В этот раз проводится кампания «3 минуты, чтобы укрыться. Куда успеешь ты?», её цель — донести до людей, что укрываться — при срабатывании сирены или получении уведомления от EE-ALARM — нужно быстро. Три минуты — это ориентировочное время, помогающее осознать серьёзность и срочность ситуации. На практике опасность может наступить как быстрее, так и медленнее. Но решающим фактором всегда остаётся скорость реакции.

По поводу старта инфокампании департамент собрал пресс-брифинг в музее Кик-ин-де-Кёк, где, в подземных ходах бастионов, представлена история развития защиты населения выставкой „Ligimese kaitseks“ («Для защиты ближнего»).

На брифинге выступили министр внутренних дел Игорь Таро, генеральный директор Спасательного департамента Марго Клаос и командующий Военно-воздушными силами бригадный генерал Рийво Валге.

Игорь Таро, Марго Клаос и Рийво Валге (слева направо).

 

Министр перед своей речью включил сирену оповещения опасности на ноутбуке и задал вопрос: что делали бы мы, если бы сирена была настоящей? Дверь за его спиной, отметил он, тоже ненастоящая (это была декорация укрытия), поэтому, считает Таро, при некоем шуме и сигнале присутствующие не очень хорошо умели бы себя вести. В странах же, где защита населения развита хорошо, понимание того, куда идти в случае опасности, отчётливое.

«Это очень ясно обеспечивает спасение жизней. Наша кампания именно этот посыл и несёт. Чтобы успеть, есть три минуты. Куда успеешь ты? В любом случае всем полезно остаться в живых. И мы исходим такого понимания, что защита населения — это не что‑то, что государство само по себе готовит и организует, а потом приносит готовым. Защита населения — это всё же такая вещь, о которой нужно думать самому, и безопасность — это дело каждого. Если мы ставим целью, чтобы каждая семья, каждая деревня, каждая местная власть имели свой кризисный план, то никто другой этот кризисный план за них сделать не сможет. И в этом смысле вопрос кампании, на мой взгляд, очень уместен».

Таро сказал, что ни для кого не сюрприз, что в Эстонии активно занимаются защитой населения, ведь такие инициативы в Эстонии всё больше связаны с военным кризисом, с ситуацией, которая обострилась в Украине. Но защита населения охватывает и многие другие темы. Если взять период несколько лет назад, то самой серьёзной, самой вероятной и значимой по последствиям кризисной ситуацией считалось бы масштабное отключение электричества. Электричество пропадает — это многие испытывали в Южной Эстонии, в Западной Эстонии, в Пярнумаа, да и в районе Таллинна: снег, сильный ветер — и начинаются проблемы. У кого‑то отключается отопление или уже нельзя доить коров в фермах. Так что независимо от того, военный кризис или нет, защита населения всё равно необходима, подчеркнул глава МВД, добавив, что украинский опыт показал: если вопросы защиты населения не решены, тогда армия тоже не сможет действовать очень хорошо. Иными словами, защита населения — часть государственной обороны.

Игорь Таро сообщил, что произошли качественные изменения: если сказать немного канцелярским языком, то создано положение, которое теперь регулирует защиту населения, ставит многие организационные вопросы на место: «Конечно, критикуют, что, может быть, мы где‑то отстаём и не успеем всё сделать. Но 30 лет это было в стороне, не было приоритетом, и мы не можем всё наверстать за три года».

«Так что в любом случае вывод один: защита населения — это не чьё‑то чужое дело, это моё дело, не моё как министра внутренних дел, а моё как гражданина, и каждого из вас, кем бы вы ни были. Так что каждый из нас должен об этом думать. Закон, который теперь принят и будет действовать, решает три важных проблемы. Первая — это создание тех самых возможностей готовности, создание мест готовности. Обязанность строить убежища для новых зданий: это у нас введено с 2026 года как для больших общественных зданий, так и для жилых домов, площадь которых более 1800 квадратных метров. Мы начинаем постепенно этот долг погашать», — сказал глава МВД.

«Вторая важная тема — это обучение: мы установили требование по обучению защите населения. Для всех работников государственного сектора, а их немало — более 130 тысяч человек будут обучены за несколько месяцев. И снова это вопрос личной ответственности: если ты прошёл это обучение, то расскажешь и другим. Учитель расскажет своим ученикам. Любой член семьи расскажет другим членам семьи, и так мы получим хорошее покрытие. И третья важная цель этого закона — это то самое, что я здесь упомянул. Это была не эстонская сирена, а украинская сирена. Просто у меня не было другой под рукой. Но она очень похожа. У нас есть система EE-ALARM, обязанности, сотрудничество, вся эта рамка, чтобы у нас было оповещение. Когда люди предупреждены, тогда мы знаем, что делать», — добавил Таро, отметив, что ещё несколько лет назад не было и пары населённых пунктов, где были бы сирены, а теперь сеть большая, и вскоре будет очередное массовое её тестирование.

Игорь Таро.

 

Марго Клаос поставил таймер на своём телефоне (и когда позже телефон засигналил, он отметил, что не успел в этот срок сказать самое основное о тревоге — то есть времени на раздумья действительно мало) и сообщил, что акцент октябрьской кампании сделан на укрытии как действии, и укрытие должно быть доведено «до мышечной памяти» жителей Эстонии, чтобы они знали, как защитить себя в случае нападения:

«Мы должны учитывать, что всё, что во время войны делает наш противник, направлено на то, чтобы уничтожать и убивать. И самые трусливые атаки направлены против мирного населения, на уничтожение гражданской инфраструктуры и жилых районов. И то, чему мы собираемся учить людей в течение месяца защиты населения, в октябре, — это как в нынешних условиях максимально себя обезопасить. Министерство внутренних дел только что довело до конца закон о чрезвычайных ситуациях, и у нас впервые урегулирована эта сфера — как люди смогут и как люди должны в будущем строить убежища или приспосабливать жилые помещения для укрытий. До сих пор департамент действовал в тех условиях, которые нам были заданы, без правовой базы. И это привело также к некоторым заблуждениям и к тому, что людей по многим темам направляли на ложный путь, что мы теперь в течение этого месяца постараемся опровергнуть».

Пункт первый: треть людей считает, что если сирена начинает звучать, то нужно идти в общественные городские пространства и искать общественные укрытия. Такое поведение неверно. Общественные укрытия предназначены прежде всего для тех людей, которые уже находятся или двигаются в пространстве, когда сирена начинает звучать. Если человек находится на улице, сирена начинает звучать, он идёт в это общественное укрытие или в какое‑то другое внутреннее помещение.

«Второе ошибочное мнение, которого придерживается половина наших жителей, о том, как нужно действовать, — это то, чему мы научились, слушая опыт Украины. В эстонских условиях это, к сожалению, очень часто вводит в заблуждение. Треть наших людей, по ответам последнего опроса, считает так: если они услышат сирену, они сначала будут искать информацию, что это может значить, и только потом будут укрываться. Но в Эстонии у нас нет времени, чтобы начинать искать информацию и в это время решать, укрываться или нет. Если есть сигнал тревоги, сообщение, мобильное оповещение, по телевидению или радио приходит предупреждение, что нужно укрыться, то нужно укрываться сразу. Если сирена начинает звучать, то включение сирены означает немедленный приказ укрыться. И только потом люди могут искать ту информацию, что это за ситуация и как в этой ситуации справляться», — подчеркнул Клаос.

«И у себя дома, на своём рабочем месте нужно продумать, какие это помещения, какое в этом здании есть место, где можно себя защитить. И мы утверждаем: почти везде можно найти или приспособить такое помещение, которое даст достаточную защиту. И это помещение для укрытия должно быть без окон, внутренним и как можно более низким», — добавил гендиректор Спасательного департамента и отметил, что ведомство готово проводить обучение для товариществ, общин и т. д., чтобы в случае опасности эстоноземельцы действовали правильно, спокойно и коллективно.

Марго Клаос.

 

Рийво Валге, в свою очередь, отметил: то, что уже сказали министр и генеральный директор, нужно принять во внимание и успокоил общественность — общая военная угроза для государства Эстония сейчас не является вероятной. Однако, что тоже проходило через СМИ, разные дроны, вертолёты могут попадать в наше воздушное пространство.

«Так что прямой угрозы, военной угрозы у нас нет. Но порядок поведения остаётся тем же: если при угрозе разрушения поступает оповещение и сирена запущена, то нужно укрываться», — сказал Валге.

Валге пояснил, что реальную опасность может представлять, к примеру, «блуждающий» дрон, оснащённый взрывчатым веществом, и если есть серьёзное подозрение, то воздушная тревога будет запущена — тот же сигнал, который проиграли в начале брифинга: «Тревога будет региональной. То есть, например, в случае Таллинна — весь Харьюмаа, возможно, ещё несколько уездов; в случае Южной Эстонии — примерно вся Южная Эстония».

«Эта кампания и направлена на то, чтобы мы сейчас каждый думали о своей безопасности. Если сирена запущена и действительно некуда идти, то просто рассредоточьтесь, люди Эстонии, из самой толпы. Даже обычная канава у дороги лучше, чем стоять посреди поля. Даже обычная ямка в земле — лучшее укрытие, чем оставаться на вершине холма и наблюдать за дроном. Укрывшись при первой возможности, дайте знать после того, как ваша безопасность обеспечена — набрав 112 или в приложении «Ole valmis». И после этого следуйте указаниям, дальнейшим действиям, как будет сказано», — добавил Рийво Валге.

Рийво Валге.

 

Читайте по теме:

Мударисова: сирена, приложение, SMS

Туули Ряйм: «Готовимся ли мы к войне?»

В Восточно-Таллиннской центральной больнице прошли масштабные учения по эвакуации — ФОТО

Turu-uuringute ASИгорь ТарокризисМарго КлаосРийво ВалгесиренытопЭстония