В конце сентября Спасательный департамент пришёл к выводу, что для выполнения требований правительства об урезании расходов правильнее всего закрыть Коплискую спасательную команду, базирующуюся в районе Пыхья-Таллинн. Гендиректор департамента Марго Клаос отмечал, как сообщал rus.err.ee, что её закрытие полностью покрывает необходимость сокращений, поэтому и закрывать нужно только одну команду.
«В случае её закрытия 21 должность исчезнет, а экономия составит 668 331 евро затрат на персонал и 134 901 евро — на другие затраты, всего — 803 232 евро. Спасателям, которых затронет закрытие команды, по возможности предложим другие места, прежде всего — в командах Таллинна и Харьюмаа, а также в более дальних уездах, в которых есть вакантные места», — сказал Клаос.
Такое решение вызвало волну возмущений. Была составлена петиция, подписать которую можно до 27 октября, а в четверг, 12 октября, перед зданием Рийгикогу состоялся пикет. Да, не самый многочисленный (но это объективно — рабочее время и поначалу дождь, даже перешедший в град), но явно давший понять, что вариант с Коплиской спасательной командой — далеко не самый однозначный.
Протестное мероприятия также активно поддержали политики из оппозиционных партий (и EKRE, и Isamaa, и центристы), которые, наряду с прочими собравшимися, назвали безответственным решение правительства, особенно в нынешней ситуацией с безопасностью. В том числе — и мэр Таллинна Михаил Кылварт, руководитель Центристской партии, который сообщил, что более того — Таллинн предложил финансировать (и не на короткий период времени, а на постоянной основе) Коплискую спасательную команду. Но никакого ответа на запрос министру внутренних дел Лаури Ляэнеметсу пока не последовало.
«Почему министерство не желает с нами это обсуждать, я не понимаю. Ведь конкретное решение имеется», — посетовал Кылварт.
В свою очередь, главное доверенное лицо Эстонского профсоюза работников спасательных служб (EPTAÜ) Калле Кооп в комментарии Tribuna.ee отметил, что за год коплиские спасатели получают примерно 500 вызовов, около 50 из них связано непосредственно со спасением человеческой жизни — то есть это именно те случаи, когда среагировать и добраться к месту происшествия нужно незамедлительно.
По словам Коопа, в среде политиков часто можно услышать, что помощь и в случае закрытия Коплиской спасательной команды обязательно будет, но проблема в том, с какого расстояния эта помощь будет прибывать, через какое время будет на месте и в каком объёме.
«Как я сказал в своей речи, ближайшая команда — Лиллекюлаская, но это и самая занятая команда. Нет гарантий, что им удастся среагировать на вызов. Тогда реагировать придётся уже из Кесклинна, а если там что-то случится? Тогда будет реагировать Пиритаская. Или Ныммеская. Зависит от того, что за происшествие. Но надо учесть, что Копли — это полуостров, добраться туда в часы пик крайне непросто. Поэтому важно, чтобы в этом регионе была своя спасательная команда», — пояснил главное доверенное лицо EPTAÜ.
«Я уверен, что деньги достать можно. В конце концов, есть всякие резервные фонды. И вопрос, считаю, только в желании», — подчеркнул Кооп.
На пикет также прибыл автомобиль спасателей из Коплиской спасательной команды, а премьер-министру Кае Каллас Калле Кооп пообещал лично вручить символичный пустой огнетушитель, который вроде и есть, но в случае пожара не спасёт: как и команды из других регионов Таллинна: они вроде и есть, но успеют ли добраться до места…
Читайте по теме:
Таллинн предлагает государству поддержку для сохранения Коплиской спасательной команды
Закрытие Коплиской спасательной команды поставит под угрозу тысячи жизней — петиция