Слово «блокада» стало спутником всей их жизни

27 января — день полного освобождения Ленинграда от немецко-фашистской блокады. Это, наверное, самая продолжительная и страшная осада города за всю историю человечества, длившаяся почти 900 дней, отмеченных болью и страданием, наполненных мужеством и самоотверженностью. Для тех, кто её пережил, 27 января — святой день. Председатель Таллиннского общества жителей блокадного Ленинграда Владимир ВАЛИЗЕР рассказал журналиcту портала Tribuna.ee о том, что пришлось испытать в детстве: о голоде, ежедневных бомбёжках и смертельно опасной дороге на Большую землю. Рассказал Вализер и об обществе блокадников, и о письме от Владимира Путина, которое члены общества однажды получили.

Военная блокада Ленинграда немцами и их союзниками началась 8 сентября 1941 года и продолжалась 872 дня. После прорыва блокадного кольца в январе 1943 года окончательное освобождение города советскими войсками произошло лишь год спустя — 27 января 1944 года. В России этот день отмечается как День воинской славы.

Подсчитано, что на Ленинград фашисты сбросили 107 тысяч авиабомб, выпустили порядка 150 тысяч снарядов. Но только 3 процента от общего числа погибших за время блокады погибли от бомбежек и артобстрелов — большая часть, 97 процентов, умерли от голода. В числе первых семи советских городов Ленинград в 1965 году получил звание «Город-герой».

Отражение авианалёта на Ленинград. Фото: «The Eastern Front in Photographs», John Erickson

 

Из последних сил

«Я мальчишкой тогда был, но дядя рассказывал, что вода в Неве красной от крови была, — начал свой рассказ Вализер. — В самом начале блокады фашисты уничтожили городские склады продовольствия — Бадаевские склады, после чего всем жителям стали уменьшать нормы продуктового пайка. В конце концов выделение хлеба на одного человека в сутки составило 125 граммов. Но народ всё равно духом не падал».

Одно время считалось, что за время блокады от голода и лишений погибло свыше 630 тысяч ленинградцев. Сегодняшние историки полагают, что общее число жертв достигает миллиона или даже полутора миллионов человек. Пик смертности пришелся на первую блокадную зиму 1941-1942 годов, когда за три месяца умерло более четверти миллиона человек.

Хлебная карточка блокадника. Фото: Александр Сигачёв/wikimedia.org

 

«Эту страшную ленинградскую зиму я пережил с мамой и сестрой, — продолжил собеседник. — За водой ходили к колодцу, километра полтора. Санки с бочкой взрослые тянули за верёвку, а я сзади толкал. Город постоянно бомбили, в том числе и зажигательными бомбами, поэтому для предотвращения пожаров были созданы специальные отряды, дежурившие на крышах. Основную роль в них выполняли женщины, которых в городе было больше, чем мужчин».

По словам Вализера, в эти трудные дни большинство жителей блокадного Ленинграда помогало друг другу. Взрослые старались накормить в первую очередь детей, благодаря чему и он сам, и многие другие остались живы. С благодарностью вспоминает собеседник лётчика дядю Васю, чей аэродром располагался рядом: лётчикам было положено по 40 граммов шоколада в день, и дядя Вася делился шоколадом с детьми.

«Но были и мародёры, — заметил собеседник. — Помню, как арестовали банду из нескольких человек, орудовавшую в нашем районе. Их впрягли в сани, в которые погрузили всё, что они награбили, и заставили их эти сани тащить. Потом по законам военного времени, без суда, расстреляли на глазах у ленинградцев».

В марте 1942 года Владимира Вализера с мамой и сестрой из блокадного Ленинграда эвакуировали. Путь — один, через Ладогу, по «Дороге жизни». Лёд еще не растаял, поэтому ехали на машине. Вражеских самолётов не было видно, но машина угодила в прорубь от прежней бомбёжки и утонула. Люди чудом спаслись, правда, вспоминает Вализер, его самого пришлось за шиворот вытаскивать из ледяной воды. Всех подобрала машина, шедшая следом. Потом была долгая дорога на поезде в Сибирь. В Ленинград семья вернулась только после окончания войны.

Торжественный парад на Дворцовой площади Санкт-Петербурга в честь 75-й годовщины полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Фото из архива Таллиннского общества жителей блокадного Ленинграда

 

«Дыша одним дыханьем с Ленинградом»

В 1989 году в Ленинграде для объединения тех, кто пережил блокаду, и ради сохранения памяти о подвиге ленинградцев была создана общественная организация «Жители блокадного Ленинграда». Через несколько лет появилась Международная ассоциация общественных организаций блокадников, объединяющая сегодня более 80 обществ в России и за рубежом.

«Таллиннское общество жителей блокадного Ленинграда было создано в середине 90-х годов на заводе «Двигатель», где работал его первый председатель, — рассказал Вализер. — Сам я пришёл в общество в начале двухтысячных годов, когда оно уже располагалось в Центре русской культуры. Многое для организации его работы сделала Нина Павлова, после которой семь лет обществом руководила Людмила Соболева. Я продолжаю их работу».

Сегодня в Таллиннском обществе жителей блокадного Ленинграда состоят порядка 120 человек, 16 из которых награждены медалью «За оборону Ленинграда». Самым молодым членам общества больше 80 лет. Руководство организации свою основную задачу видит в обеспечении их прав и помощи тем, кто более всего в ней нуждается. На подобное способны только ленинградцы, чей дух силён, несмотря на преклонный возраст и отнюдь не богатырское здоровье.

Члены Таллиннского общества жителей блокадного Ленинграда (второй слева — Владимир Вализер). Фото А. Айсберга

 

«Только что к своей матери, бывшей блокаднице, приехал из Санкт-Петербурга её сын, — сообщил председатель общества. — Каждое лето он забирал её к себе, но сейчас из-за пандемии не смог. Мать перестала ходить, ноги не держат, и он просит нас помочь с коляской. Обязательно поможем, а как только ситуация с коронавирусом образуется, сын заберет её в Петербург».

В 2017 году тогда ещё вице-мэр Таллинна Михаил Кылварт инициировал благотворительную акцию «Я помню, я помогаю» с целью сбора средств для помощи ветеранам войны. Сумма, собранная в прошлом году, стала рекордной — почти 85 тысяч евро. Деньги будут направлены в основном на оплату пребывания ветеранов в домах по уходу и услуг сиделок. Помощь получат и те, кто состоит на учёте в Таллиннском обществе жителей блокадного Ленинграда и не в состоянии сам оплачивать предоставляемые услуги.

«Мы выясняем социальное положение каждого блокадника, — добавил Вализер, — сколько среди них здоровых, больных, кто вообще не встаёт с постели. Есть среди них и совершенно одинокие люди. Каждого нужно навестить, не нарушая при этом карантинного режима. Все, кто в первую очередь нуждается в помощи, благодаря собранным средствам могут на неё рассчитывать».

Никто не забыт, ничто не забыто

Вот уже много лет Комитет по внешним связям Санкт-Петербурга в годовщину полного освобождения города от фашистской блокады приглашает в Петербург блокадников, живущих в разных странах, оплачивая связанные с поездкой расходы. Вместе с петербуржцами они принимают участие в торжественно-траурной церемонии возложения венков на Пискарёвском мемориальном кладбище, где в братских могилах лежат жертвы блокады Ленинграда и воины Ленинградского фронта. Участвуют они и в других памятных мероприятиях.

Таллиннское общество блокадников на мероприятиях в Петербурге, посвящённых годовщине освобождения города от блокады. Фото из архива общества

 

«В этом году из-за карантина, связанного с пандемией, мы в Петербург не поехали, — сказал Вализер. — Тем не менее 27 января как председатель Таллиннского общества блокадников я приму участие в онлайн-конференции, посвящённой освобождению Ленинграда, которая пройдёт в Санкт-Петербурге. Кстати, на Пискарёвском кладбище стоит и памятник эстонцам, жителям Ленинграда, погибшим в блокаду, и по нашей просьбе от имени блокадников, живущих в Эстонии, к нему тоже возложат цветы».

Дни, связанные с блокадой Ленинграда, члены Таллиннского общества свято помнят. Вместе с послом и сотрудниками Российского посольства они возлагают цветы к «Бронзовому солдату» на Военном кладбище.

Возложение цветов к монументу Павшим во II мировой войне в Таллинне («Бронзовому солдату»). Фото из архива Таллиннского общества жителей блокадного Ленинграда

 

За годы работы общество трижды издавало «Блокадный дневник» — книгу воспоминаний своих членов о пережитом ими в осаждённом городе. Её страницы невозможно читать без чувства сопереживания и уважения к людям, сохранившим достоинство в тяжёлые дни. Вот что пишет в ней, например, Екатерина Ленцман (Иванова), которой на момент установления блокады исполнилось 12 лет.

«Много времени минуло с тех пор, как началась война, как в наши дома пришло горе, а непонятное в ту пору слово «блокада» стало спутником всей моей жизни. В ней остались моя мама, три моих брата и три мои сестры, все они покоятся на Пискарёвском кладбище в братских могилах. Тогда, зимой 1941-1942 годов, замёрзшую землю взрывали динамитом, готовя новые могилы-траншеи для захоронений. По нашему Лесному проспекту всё шли и шли в сторону Пискарёвки машины, доверху загруженные трупами ленинградцев. Ими заполняли Пискарёвские рвы».

На торжественном мероприятии в таллиннском Центре русской культуры, посвящённом освобождению Ленинграда от блокады. Фото из архива Таллиннского общества жителей блокадного Ленинграда

 

Как рассказал, прощаясь, председатель Таллиннского общества блокадников Владимир Вализер, одну из изданных книг они в своё время послали президенту России Владимиру Путину и неожиданно получили от него в ответ доброе письмо, в котором были такие строки.

«С волнением прочитал «Блокадный дневник» — книгу честную, искреннюю, написанную словами, идущими от сердца. Она заставляет читателя задуматься над тем, какой ценой досталась нам Победа в Великой отечественной. Читая воспоминания ветеранов, ещё тверже утверждаешься в мысли, что никому не удастся переписать историю, принизить подвиг ленинградцев, вклад нашего народа в победу над фашизмом. Эта книга — памятник всем, в чью жизнь навсегда вошло слово «блокада», людям, жизнь которых стала подвигом».

Читайте по теме:

Посольство РФ: Блокаду Ленинграда забывать нельзя

Концлагерь Клоога — бесчеловечные преступления нацистского режима

Спикер Рийгикогу: Вторая мировая война закончилась для Эстонии лишь 26 лет назад

историяСанкт-ПетербургТаллиннтоп