«Своей агрессией против Украины Россия показала, что не уважает международное право, включая Устав ООН. Кроме того, мы видим, как российские власти последовательно ужесточают репрессии в отношении граждан, а принцип правового государства не соблюдается, — заявил министр иностранных дел Маргус Цахкна. — Россия должна платить за свою агрессию. Мы должны продолжать делать всё возможное для изоляции России на международной арене, а также исключить двустороннее сотрудничество с государством-агрессором. Эстония уже сократила двустороннее практическое общение с Россией до абсолютно необходимого минимума, продолжаются лишь крайне необходимые контакты на административно-техническом уровне. Подавляющее большинство соглашений о сотрудничестве с Россией уже расторгнуто, и расторжение соглашения о правовой помощи — ещё один логичный шаг. У правового пространства Эстонии и России нет ничего общего».
По словам министра внутренних дел Лаури Ляэнеметса, на данный момент президент РФ Владимир Путин может продемонстрировать три «достижения» своей полномасштабной войны в Украине: растущая изоляция России от Европы и вызванный этим развал экономики страны, а также постепенное ущемление прав и свобод граждан Российской Федерации как на родине, так и за рубежом. «У нас нет никаких иллюзий относительно того, будто сегодня есть хоть какой-то смысл заключать или продлевать какие-либо соглашения с Россией», — подчеркнул Ляэнеметс.
С точки зрения Министерства внутренних дел, прекращение действия договора о правовой помощи между Эстонией и Россией означает, что в будущем доказательства семейных событий (такие как свидетельства о рождении и смерти), а также судебные решения нужно будет апостилировать компетентным учреждением в России. Требование апостиля также имеет обратную силу, что означает, что справки о семейных событиях и судебные решения, выданные до расторжения договора об оказании правовой помощи, также требуют апостиля при предъявлении в Эстонии. То же самое действует и наоборот, т. е. свидетельства о семейных событиях, свидетельства о возможности заключения брака, выписки из Регистра народонаселения и другие документы, выданные эстонскими властями, требуют нотариального апостиля, полученного в Эстонии, для представления в России.
«Россия — не правовое государство, убийство и похищение детей из Украины, к сожалению, лишь один из примеров этого. Поэтому мы не можем говорить о функционировании какого-либо соглашения о правовой помощи, но я всё же заверяю, что даже без соглашения мы продолжим обмениваться информацией по конкретным уголовным и гражданским делам на основе международных конвенций, включая постоянное посредничество министерства в доставке документов, сборе доказательств, благополучии и защите детей, а также запросов, связанных с процедурами возвращения ребёнка и правом на общение», — заявила министр юстиции и цифровых технологий Лийза Пакоста.
Читайте по теме:
Эстония расторгает договор о взаимной правовой помощи с Россией
Страны Балтии договорились о реализации единых санкций для РФ и Беларуси