«Это война против ценностей»: у Рийгикогу прошла акция в защиту Стамбульской конвенции

В четверг, 22 января, в Таллинне у здания Рийгикогу состоялся пикет против возможного выхода Эстонии из Стамбульской конвенции — о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием.

«В четверг по инициативе EKRE Рийгикогу рассматривает выход из Стамбульской конвенции. Поэтому мы с группой «Jah vabadusele, ei valedele» («Да свободе, нет лжи» — Ред.) решили организовать демонстрацию «Агрессивный мужчина не защитит женщину! Высказываемся в защиту Стамбульской конвенции!» — сообщил организатор, член правления партии Eesti 200 Даниэль Кыйв.

9 утра 22 января. Пока негусто. Фото Д. Пастухова

 

Пикет был намечен на 9 утра, и вначале он был совсем немногочисленный. Репортёр Kanal 2 даже задал вопрос, нет ли разочарования по этому поводу, но его нет, отвечают ему, ведь важно обратить внимание на проблему.

Пилле Тсопп-Паган. Фото Д. Пастухова

 

Впрочем, потихоньку стали подтягиваться и жители Таллинна, и политики (в итоге набралось несколько десятков человек). Помимо «двухсотых», акцию поддержали представители коалиции — реформисты, а также оппозиционные соцдемы, и стало ясно, что в этот раз инициатива национал-консерваторов не пройдёт.

«Ты тоже Eesti 200?» — спрашивают участники пикета подошедшего Индрека Таранда, советника спикера парламента Лаури Хуссара.

«Я по-прежнему Индрек Таранд. Но если хотите использовать число, то используйте 600», — шутит тот. ( — «Почему 600?» — «Число крупное и просто понравилось».)

Индрек Таранд. Фото Д. Пастухова

 

Но шутки в сторону: тема, в общем-то, серьёзная. Цель этого пикета, подчеркнула в комментарии корреспонденту Tribuna.ee Пилле Тсопп-Паган, руководитель Женского центра информации и поддержки, — напомнить, что Стамбульская конвенция — это не какое‑то движение сепаратистов или что‑то в этом роде, а, без сомнений, конвенция, направленная исключительно на права человека: «Она защищает женщин, защищает всех, кто стал жертвой насилия. Это абсолютно ясно. Это в центре каждого раздела Стамбульской конвенции».

Важно, отметила она, чтобы существовала полная рамка того, как государство должно действовать и что оно должно делать для защиты тех, кто стал жертвой насилия. И выход, по её мнению, может означать, что государство начнёт сворачивать те меры, которые оно приняло согласно конвенции как рамочного соглашения.

«И риски растут: уделяется меньше внимания, сворачивается борьба с семейно‑бытовым насилием, а ведь большинство насилия против женщин фиксируется в семьях. Например, в Турции начали отменять те законы, которые были важны в контексте Стамбульской конвенции. То есть в одной стране, которая вышла, это уже видно на практике».

EKRE считает, что эта конвенция бессмысленна и также ставит под угрозу права мужчин, но это отнюдь не так, уверена Тсопп-Паган: «С 2017 года, когда Эстония ратифицировала её, многое системно делалось для того, чтобы жертвы насилия могли получить помощь. И все мужчины тоже защищены. На буквально на этих выходных консультировала и мужчину».

Лаури Хуссар делает селфи на фоне пикета. Фото Д. Пастухова

 

Не стоит забывать и о примере Латвии, которая пыталась выйти из Стамбульской конвенции, уточняет подошедший спикер парламента Лаури Хуссар.

«Они сами очень обеспокоены этим. Президент Латвии поставил процесс на тормоз. И в целом подавляющая часть латвийских партий сегодня считает, что решение о выходе из Стамбульской конвенции было ошибкой. То есть сегодня они пытаются тихо‑тихо от этого отступить, потому что международная репутация Латвии пострадала. Я был на нескольких международных мероприятиях, где у латвийцев прямо спрашивали, что они на самом деле имели в виду, когда приняли это решение. С этой темой не стоит играть, потому что она выходит за пределы одной конкретной страны», — сказал Хуссар.

Участники пикета против выхода из Стамбульской конвенции. Фото Д. Пастухова

 

Затем на пикет подъехал, припозднившись, так как добирался из Тарту, и главный организатор Даниэль Кыйв. Он отметил, что EKRE продвигает чуждую идеологию, заявляя при этом, что женщину должен защищать мужчина, игнорируя тот факт, что 84% насилия в Эстонии и совершается мужчинами. («Посмотрим на факты: в 2024 году в Эстонии было зарегистрировано 3373 случая домашнего насилия и 647 сексуальных преступлений в отношении несовершеннолетних; 78% жертв — женщины и девочки», — приводил ранее данные Кыйв.)

«Надеюсь, мы не повторим ту же ошибку в 2027 году, — добавил Кыйв, имея в виду выборы в Рийгикогу. — Основной темой должна быть экономика, но если к власти придут EKRE, Центристская партия и Isamaa, мы на полном серьёзе будем обсуждать выход из Стамбульской конвенции или другие инициативы, ограничивающие права и свободы человека».

Даниэль Кыйв. Фото Д. Пастухова

 

Затем последовало ещё несколько речей. В частности, от правящей Партии реформ выступил Тимо Суслов, который использовал такое выражение как «война против ценностей», что происходит, по его словам, не только в Эстонии, но и по всему миру:

«Я не знаю, является ли борьба с насилием чем-то таким, что нас пугает или пугает тех, кто боится так называемой Стамбульской конвенции. Я её точно не боюсь. Для меня это такой же вопрос ценностей, как членство в Европейском союзе или в НАТО. Здесь же, в зале парламента, неоднократно говорилось, что на самом деле нужно выйти из Евросоюза, выйти из НАТО. Мол, нам одним будет лучше. Они хотят разогнать ERR — не знаю, есть ли здесь представители ERR (не было, но представителей СМИ было довольно много — Ред.). Все подобные вещи — это не созидает, а разрушает. И я искренне надеюсь, что эти ценности на самом деле устоят — и здравый смысл победит и в Рийгикогу».

Тимо Суслов. Фото Д. Пастухова

 

«Для нас права человека — или, скажем шире, свободное и демократическое государство — не могут основываться на запугивании, мифах и ложных утверждениях. Напротив, они должны опираться на заботу и солидарность. И именно это на самом деле содержит эта конвенция. Она направлена против насилия и выступает на стороне всех жителей Эстонии, за свободную от насилия Эстонию для её людей», — заверила Рейли Ранд (Социал-демократическая партия).

Рейли Ранд. Фото Д. Пастухова

 

Справка

Как писал ранее портал Tribuna.ee, 30 октября парламент Латвии во втором, окончательном чтении принял закон о выходе страны из Конвенции Совета Европы о предотвращении и борьбе с насилием против женщин и в семье — так называемой Стамбульской конвенции. Накануне вечером тысячи противников выхода из Стамбульской конвенции собрались у здания Сейма на демонстрацию. Призыв к президенту Эдгарсу Ринкевичсу не провозглашать закон о выходе из конвенции подписали около 65 000 жителей Латвии. Затем, после решения президента не провозглашать закон о денонсации Стамбульской конвенции, в среду, 5 ноября, Сейм постановил оставить этот вопрос в ведении следующего созыва.

Протесты желанию парламента Латвии выйти из Стамбульской конвенции выразили в том числе и в Эстонии — в Таллинне и Тарту.

В нашей стране идею о выходе из Стамбульской конвенции активно продвигает Эстонская консервативная народная партия (EKRE). 22 января первое чтение в Рийгикогу проходила резолюция 751 OE «Предложение правительству республики инициировать денонсацию Конвенции Совета Европы о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием».

О Стамбульской конвенции можно подробнее прочесть тут.

Читайте по теме:

В Таллинне протестовали против выхода Латвии из Стамбульской конвенции — ФОТО

Eesti 200Даниэль Кыйвдомашнее насилиеженщинымужчиныпикетсексуальное насилиеСтамбульская конвенциятопЭдгарс Ринкевичс