Мнение Эвелин Пооламетс, которая также является членом рабочей группы партии EKRE по энергетике и окружающей среде, приводит издание Uued Uudised, где освещается политика национал-консерваторов.
Пооламетс отметила, что снизить для компенсации скачкообразного роста цен на электричество сетевые сборы и налог с оборота с точки зрения правительства — дешёвый вариант, однако он нежизнеспособен, так как не решает основной проблемы — отсутствия необходимой производственной мощности:
«В нашем регионе из необходимой мощности имеется лишь треть».
Сейчас чётко видно, подчеркнула Пооламетс, что электробиржи Северных стран для обеспечения энергетической безопасности Эстонии недостаточно:
«1000-евровая цена уже была. Согласно оценкам экспертов, не является невозможным увеличение цены даже до 3000 евро за мегаватт-час. Шутники уже сейчас комментируют, включать ли стиральную машину или дешевле купить новую одежду. Но реальность от шуток далека: если будут такие цены, то может случиться экономический крах. В городе Раквере в знак протеста против дорогого электричества на пару дней закрывали гамбургерную. Неприемлемо ведь, что людям будут дороже продавать гамбургеры, приготовленные с помощью электричества стоимостью 1000 евро за МВт-ч. Но в действительности, если МВт-ч будет стоить уже 3000 евро, найдётся ли у государства план «Б»?
Министр финансов Кейт Пентус-Розиманнус высказала на своей Facebook-странице мысль, что, может, следует ограничить потребление, продолжила Пооламетс:
«Она не объясняет, что конкретно имеет в виду. Будем выключать электричество на несколько часов в день, как в русское время? Возникает вопрос: политика экономии от Пентус и есть правительственная жизнеспособная энергетическая программа? Глядя на евродирективы, понятно, что наше направление в потреблении, производстве и в транспортном секторе более зависимо от электроэнергии, чем когда-либо раньше. Предприниматель в сфере энергетики Сандор Лийве сказал на ETV, что Эстония сделала промашку в планировании энергетики, но одновременно с этим он признал, что искренне расстроен тем обстоятельством, что не видит человека, который был бы понёс за это ответственность».
Пооламетс написала слова Лийве, который заявил, что всё это напоминает «передачу мяча» другому: кто-то, мол, да сделает, и яркий пример — в Эстонии не было за довольно длинный период ни единой большой инвестиции для масштабного производства электроэнергии:
«Министерство энергетики, министр энергетики или министр, в должности которого есть слово энергетика, есть, к примеру, в США, Великобритании, Франции, Германии, Норвегии, Исландии, Канаде, Израиле, Литве, Бельгии, Дании, Польше, Греции, Швеции и Австралии, если ограничиться только западным миром. Я полагаю, что настало время и нам найти такого человека. Сейчас сфера энергетики распыляется между несколькими министерствами. Немного ей занимается министр финансов, немного — министр экономики и инфраструктуры, немного — министр окружающей среды. Естественно, что энергетика — тема, касающаяся всех сфер жизни, но у нас отсутствует человек, который чётко отвечал бы за решение энергетических вопросов на уровне правительства».
Даже в Европейской комиссии, добавила Эвелин Пооламетс, есть отдельный уполномоченный по энергетике:
«Необходимость в наличии министра энергетики показывает масштаб предпринимательства, который мы осознаем, прикрыв сланцевую энергетику. Мощность ветропарков на суше — 2,5 Вт/кв. м, на море — 3 Вт/кв. м. Для покрытия энергетических потребностей Эстонии мы должны построить ветропарков общей площадью 2200 кв. км. На такой ветропарк ушёл бы целый остров Сааремаа. Немного лучшую эффективность дают солнечные парки (5 Вт/кв. м), если они сооружены на полях, и туда Эстония для покрытия потребностей должна установить 1400 кв. км солнечных батарей. Для сравнения: используемой на нужды сельского хозяйства земли у нас всего 10 000 кв. км. Реально ли добиться такой производственной мощности? Или строительство атомной электростанции неизбежно? Да, создание должности министра энергетики не будет быстрым решением всех проблем, но точно поможет повысить важность тем энергетики и поднять уровень политической ответственности».
Читайте по теме:
Дешёвое электричество ждите весной — инфляция пока не останавливается
Министр: Государству нельзя устанавливать цены на электричество