Нет, конечно, романтична и речная рыбалка. И романтична, и азартна, и для здоровья очень полезна. Сидишь себе на бережке речки или озерца, дышишь озоном и тихо общаешься с природой, птичек слушаешь, шелест леса и трав… А если ещё и с уловом домой возвратишься и порадуешь близких форелью, щукой, окунем, лещом, плотвой, налимом, карпом, судаком или линем, которые ловятся в Эстонии, — то вообще лепота!
И всё же морская рыбалка — это нечто иное. Борьба человека со стихией, проверка себя на прочность, победа над собственными слабостями, выполнение своего долга в самых сложных условиях ради того, чтобы обеспечить людей питанием — вот основные её особенности. Как пел когда-то Леонид Утёсов в песне про китобоев: «Мне бить китов у кромки льдов, рыбным жиром детей обеспечивать!»
И как пел Муслим Магомаев в некогда очень популярной песне «Звезда рыбака» (слова Льва Барашкова):
«У рыбака своя судьба
Здесь каждый с детства с морем обручён.
Где штормы да ветры, там вся жизнь борьба.
Бесстрашье — наш морской закон.
Дальних причалов чужие огни…
Ищут кого-то лучи маяка…
Солёные волны, солёные дни,
А в небе горит, горит, горит звезда рыбака…»
Эта песня всегда звучала по Всесоюзному радио и Центральному телевидению в профессиональный праздник работников рыболовной отрасли — День рыбака, отмечавшийся в СССР с 1965 года. Он приходился на второе воскресенье июля. Приурочен был к первому рейсу первого советского промыслового траулера «Зубатка», который вышел из Мурманска в Баренцево море в 1920 году.
Рыбакам — и «профи», и любителям — праздник очень понравился. Сначала его отмечали только люди, связанные с рыболовной промышленностью, но совсем скоро он перешёл в категорию семейных событий. В регионах, где рыбный промысел являлся приоритетным, местные жители устраивали тематические мероприятия, развлекательные представления, викторины, интересные лекции и активный отдых на берегу водоёмов с соревнованиями по ужению…
На предприятиях отрасли в этот день проходили собрания, там награждались грамотами и премиями отличившиеся сотрудники. Проводились семинары с важными вопросами: это и природоохрана, и загрязнение водоёмов, браконьерство, и охрана популяций исчезающих рыб… Организовывались экскурсии и прогулки на рыболовных судах и т. п.
Так происходило и в Эстонии, которую в те годы можно было с полным правом назвать «республикой успешных рыбаков».
Портал Tribuna.ee в своё время уже подробно писал об истории и современности эстонского рыболовства.
Приведём пару небольших цитат из тех прошлых публикаций. Вот одна из них:
«Рыбаки в Эстонии всегда были уважаемы. Это — те люди, которые в морских просторах добывали рыбу сначала для пропитания, а затем — для улучшения жизни всего населения страны. И хотя сейчас, в начале XXI века, рыболовецкая отрасль Эстонии переживает очень непростые времена, её историю стоит вспомнить. Хотя бы для того, чтобы нынешнее поколение не забывало вклад в рыболовство тех, кто шаг за шагом выводил эту отрасль пищевой промышленности на высочайший уровень…»
На тот самый высочайший уровень эстонский рыболовный промысел поднялся во второй половине XX века. Республиканский вылов рыбы делился тогда на три категории: внутренний (местные водоёмы), морской (Балтика и др.) и океанический (Тихий и Атлантический океаны). Более 90 % улова составляли три вида рыб: килька, треска и салака. До Первой мировой войны ежегодный вылов в Балтийском море обычно не превышал 20 000 тонн. Но в 1950-х он начал быстро увеличиваться и к 1976 году перевалил за 95 000 тонн. С 1955 года эстонские рыбаки начали выходить в океаны. Самые большие уловы — более 350 000 тонн — они имели в 1970-х — 1980-х годах. И шутили, что их девиз: «Рыбу — стране, зарплату — жене, а сам — носом к волне».
В конце 1970-х рыбопромысловый флот республики состоял из крупных рыболовецких, рыбообрабатывающих и транспортных кораблей («Нарвский залив», «Ботнический залив» и др.), а также сейнеров, траулеров, других обрабатывающих и рефрижераторных судов и плавучих баз («Станислав Монюшко», «Фридерик Шопен» и др.).
Республиканское рыбное хозяйство включало в себя: «Эстрыбпром» — Эстонское производственное объединение рыбной промышленности (до 1976 года — «Океан»), подчинённое Минрыбхозу СССР; систему рыбного хозяйства Совмина ЭССР; 8 рыболовецких колхозов, входящих в Эстонский союз рыболовецких колхозов «Эстрыбакколхозсоюз»; 3 рыбокомбината (Пярнуский, Таллиннский, Тартуский); 2 рыбных хозяйства; ряд рыбоводческих совхозов и колхозов (на конец 1970-х в них числилось 17,3 тыс. членов, в т. ч. 3,5 тыс. рыбаков). Не только в Эстонии, но и далеко за её пределами были известны их названия — Кировский, «Хийу Калур», «Маяк», «Ляэне Калур», «Пярну Калур», «Сааре Калур» и др.
На «Эстрыбпром» приходилось около 90% добываемой и перерабатываемой океанской рыбы. Что касается Балтики и внутренних водоёмов, ловлей из них и переработкой занимались все вышеуказанные колхозы и совхозы и Пярнуский рыбокомбинат. Промышляли они и на дальних маршрутах.
Так было… Увы, но всё это в прошлом.
О том, что стало потом, приведём ещё одну цитату из прежних обстоятельных публикаций:
«В Эстонии и сейчас где-то кто-то как-то добывает рыбу, но назвать это рыбной промышленностью — язык не поворачивается. Да, пережили непростые времена и продолжают работу некоторые рыбные консервные заводы. Да, в районе Пярну и на Чудском озере есть несколько средних рыболовецких судов. Может быть, даже кто-то от эстонских берегов в XXI веке и доходил до Атлантики с целью ловли рыбы на продажу, но в новейшей истории Эстонии это не отражено. Рыболовецкий же флот страны, как, кстати, и торговый флот, базировавшийся в ЭССР, канули в Лету. Некоторые корабли «Океана» ещё бороздят морские просторы под флагами других стран, но это лишь последние обломки огромного прибыльного бизнеса, бездарно распроданного и уничтоженного. Чтобы вернуть былую славу эстонским рыбакам, будущим властям страны нужно будет немало потрудиться, вложив к тому же немалые средства в отрасль. Захотят ли этого те, кто будут руководить Эстонией — огромный вопрос…»
Образно говоря, «звезда рыбака», воспетая в песне Магомаева, была для Эстонии путеводной звездой, ведущей к повышению уровня народного благосостояния, развитию промышленности, внутренней и международной торговли, наконец, международного реноме. К сожалению, случилось так, что в начале 1990-х она почти погасла, а отрасль стала приходить в упадок…
Тем не менее спустя десятилетия трудностей эстонская рыболовная отрасль стала выходить на очень неплохие показатели. Конечно, не такие, как тогда, когда республикой добывались сотни тысяч тонн, и всё же весьма приличные как для небольшого государства.
Наше издание уже сообщало о том, что, по данным Министерства по делам сельской жизни, в 2022 году эстонские рыбаки выловили в общей сложности 73 862 тонны рыбы, таким образом опередив в Европе Грецию, Болгарию, Румынию и Латвию. Этому способствовало наличие моря, богатых рыбой внутренних водоёмов, жизнеспособного, пусть и небольшого, флота и сплочённого рыбацкого сообщества. А может быть, рыбацкого сообщества — в первую очередь.
В Эстонии народ по-прежнему очень любит отмечать дни рыбака, испытывая, вероятно, ностальгию по тем дням, когда эта звезда была путеводной. Разгорится ли она в полную силу вновь? Будем надеяться…
Читайте по теме:
Министерство окружающей среды: Рыбу из Балтийского моря есть можно