Пикет был не самым многочисленным, день всё же рабочий, но многие объединения предпринимателей, профсоюзы и профессиональные ассоциации выразили из солидарности (естественно, испытывая схожие проблемы) поддержку учителям. Список действительно обширный: это в числе прочих и спасатели, и врачи, и инженеры, и железнодорожники, и представители университетов.
В сути проблемы поможет разобраться опубликованная 18 октября на сайте EHL статья, в которой рассказано об очередной встрече государственного примирителя с представителями EHL и Министерства образования и науки для разрешения трудового спора. Учителя предложили поначалу хотя бы в определённой степени нормализовать зарплату, если для гарантии повышения зарплаты учителям будет заключён коллективный договор.
«Заявление министра образования (в настоящее время Минобр возглавляет Кристина Каллас, партия Eesti 200 — Ред.) о том, что за четыре года зарплата учителя должна вырасти до уровня других работников с высшим образованием, правильное. Но вдобавок к этому повышение должно быть последовательным и начаться немедленно, потому что кризис нехватки учителей существует уже давно», — пояснил председатель EHL Реэмо Вольтри.
Представитель учителей настоятельно рекомендовал всему правительству ознакомиться с последним отчётом Центра мониторинга развития о немыслимом количестве уходящих с должности учителей. Согласно отчёту, в 2021/2022 учебном году свои рабочие места покинули 30% учителей в возрасте от 40 до 59 лет, то есть опытных и квалифицированных педагогов. При этом треть новых учителей увольняются в течение первых трёх лет после начала работы. (Например, пояснили на пикете, уходят в те сферы, где людям с высшим образованием платят достойные деньги.)
«Кризис уже здесь, и он требует быстрого решения. Политические партии весной давали публичные обещания, но теперь, осенью, вместо этого было решено, что зарплата учителей, которая и без того ниже средней по стране, снизится ещё больше. Это нарушение соглашения, и мы, ответственные граждане, не можем этого допустить», — заявил Вольтри.
Он подчеркнул, что увеличение фонда дифференциации, дополнительное финансирование для перехода на эстоноязычное обучение, меры поддержки маленьким школам и другие подобные шаги приветствуются, но они должны поддерживать повышение минимальной ставки и способны это заменить«Например, можно было бы найти необходимую зарплату учителям на следующий год, если бы государственные учреждения реже объединялись-разделялись, а для учреждений не заказывались бы новые названия и логотипы. На мероприятия такого рода в наступающем году потребуется в общей сложности более 60 миллионов евро, а экстренная корректировка зарплат учителей требует примерно такой же суммы ежегодно», — пояснил Вольтри, а также отметил, что это всего лишь 0,3% от общего объёма государственного бюджета.
«Учителя не ожидают ничего иного, кроме соблюдения соглашения. Мы неоднократно подчёркивали, что подходим к вопросу с точки зрения государства, понимаем тяжёлое финансовое положение в республике и готовы предложить различные решения, чтобы избежать забастовки. Мы предлагаем заключить коллективный договор, который гарантирует последовательную нормализацию зарплат учителей в течение следующих четырёх лет», — подчеркнул Вольтри.
«Но даже в этом случае корректировка зарплат должна начаться с большого шага с 2024 года, иначе придется последовать воле большинства учителей и провести забастовку», — заявил председатель EHL. Союз при посредничестве госпримирителя и на основе данных о заработной плате Министерства финансов и Департамента статистики Эстонии предлагает три варианта нормализации заработной платы, на основании которых может быть зафиксирован коллективный договор.
Переговоры о зарплате должны продолжиться в ближайшие недели. «Трёхсторонняя встреча должна была состояться на следующей неделе, но Министерство образования и науки хочет её отложить», — добавили в EHL.
В комментарии нашему порталу Вольтри уточнил, что первоначальное повышение могло бы быть хотя бы на уровне 8%, но педагоги должны видеть и более длительные перспективы, и этого позволило бы добиться именно коллективное соглашение. К сожалению, полагает глава EHL, тройственная коалиция (Партия реформ, Eesti 200 и соцдемы), в первую очередь, по его мнению, реформисты, не понимают всю серьёзность проблемы, приоритеты у них другие (Isamaa, к примеру, по словам Вольтри, будучи у власти, предпринимала реальные шаги). Однако надежда на положительный исход и сейчас имеется.
И всё же что произойдёт, если компромисса с государством найти не удастся?
«Тогда будет забастовка. Все учителя Эстонии (конечно, не скажу, что 100%, кто-то не может бастовать из-за веры или других соображений), как показал наш опрос, большинство образовательных учреждений хотят, точнее, не хотят, а согласны бастовать. Причём долговременно. Мы не можем позволить уничтожать эстонское образование», — подчеркнул Вольтри.
Слово учителям
Естественно, на акции протеста были и учителя, в их числе и представительство Таллиннской Ляэнемереской гимназии. Единодушно сошлись во мнении, что или зарплата должна вырасти, или хотя бы нагрузка — уменьшиться.
«Зарплата у нас маленькая, а обязанностей очень много. Это вообще глубокая проблема общества, касается и спасателей, и полицейских, и мы здесь, чтобы поддержать наших бюджетных работников», — сказала Tribuna.ee Виктория Черноуцки, учитель истории.
«Нагрузка чрезмерная. Я и мои коллеги — мы все работаем в школе, работаем дома, работаем на выходных», — подчеркнула она.
«30 часов в неделю я у доски, и у меня классное руководство (тоже требует, уверены, гораздо большей денежной надбавки — прим. корр.). И, если честно, я работаю 24 на 7, не успеваю уложиться в тот план, который для нас расписан. Самое ужасное, когда дочка подходит и говорит: мам, пойдём поиграем, то я отвечаю: извини, я работаю», — поделилась Оксана Улясова, учитель английского и эстонского языков.
И это, отметили учителя из Ляэнемереской гимназии, не только уроки, но и различные мероприятия, и воспитание детей (и их родителей).
«Сейчас 26-е октября, а у меня на счету уже ноль евро. Я действительно как этот самый скелет», — добавила Виктория. Было бы смешно, если бы не было так грустно…
Читайте по теме: