В понедельник, 21 сентября, в лесу возле посёлка Клоога состоялась церемония в память о по-настоящему жутких событиях, которые произошли 76 лет назад. Сейчас, спустя столько времени, не так легко поверить, что в лесополосе возле обычной железнодорожной станции, где сейчас спокойно курсируют пассажирские поезда, где неподалёку находятся отличные пляжи — и морской, и озёрный, произошло массовое убийство. В сентября 1944 года, отступая с территории Эстонии, немцы в спешке ликвидировали свои концентрационные лагеря, уничтожая заключённых. Не исключением стал и концлагерь Клоога, следы о наличии которого пособники Третьего рейха пытались, даже несмотря на безумное количество невинных жертв, всё же безуспешно стереть.
«И правду о тех событиях важно поддерживать на плаву, не забывать о них. Мы все живём в перенасыщенном информацией мире, и вот такие страшные вещи, может быть, отдаляются в человеческой памяти, особенно среди молодёжи. И властям Эстонии, и властям России важно помнить о тех страшных годах», — сказал порталу Tribuna.ee посетивший церемонию в Клоога советник-посланник посольства России в Эстонии Сергей Налобин, в которой также участвовали и представители Министерства культуры Эстонии, Эстонской еврейской общины, ученики Таллиннской еврейской школы.
На территории РФ, отметил Налобин, успешно действует, к примеру, Фонд памяти Александра Печерского, который напоминает о трагичной судьбе еврейского народа и о системе функционировавшей при управлении нацистов системе концлагерей:
«Гибли, впрочем, в них не только евреи, но и остальные жители Советского Союза — русские, украинцы, белорусы… На наш взгляд, важно помнить, что эти фабрики смерти перемалывали всех».
Нацисты уничтожали всех — независимо от возраста и пола
Что касается концлагеря Клоога, то он был одним из крупнейших лагерей в комплексе концентрационных лагерей Вайвара и был основан уже в сентябре 1943 года. Руководитель отдела образовательных проектов Таллиннского департамента окружающей среды, бывший журналист Геннадий Грамберг рассказал на церемонии, что узники концлагеря в основном рубили лес, изготавливали кирпичи. Труд был рабский, и людей постоянно унижали, избивали, издевались над ними. Когда советские войска стали приближаться, то в Клоога прибыли специальные немецкие отряды с задачей уничтожить лагерь. Узникам же было сказано, что их будут эвакуировать в Германию. Немцы отобрали триста человек и отправили на станцию Клоога, чтобы взять поленницы, однако дрова эти были использованы не для благих целей, а для костров, на которых сжигали, после того как расстреливали, людей — разного возраста, в том числе и совсем маленьких детей. А также и тех, кто приносил эти дрова…
Среди погибших большинство было евреями, а по гражданству — поляками, но дело вовсе не в национальности и принадлежности к какому-либо государству или в количестве убитых, добавил Грамберг: даже один человек, которого убили из-за того, что, допустим, его дедушка был евреем, — это уже много.
«В Клоога же было уничтожено более 2000 тысяч человек (число это примерное, так как многих не удалось идентифицировать — они сгорели дотла), а спастись удалось всего более восьми десятков. 28 сентября 1944 года на территорию лагеря вошли советские войска и увидели ужасную картину — полусгоревшие или сгоревшие груды трупов, одну поленницу, которую не успели сжечь. Жестокость была неимоверной, и увиденное стало шоком для всех. Вместе с советскими войсками шли зарубежные корреспонденты — США, Англии, то есть стран, с которыми СССР был союзником в то время, всё фотографировали. И поэтому получилось так, что Клоога стал первым концлагерем, о котором узнал весь мир. Хотя потом обнаружили ещё более страшные и более крупные по размерам концлагеря», — сообщил Грамберг.
Сергей Налобин, со своей стороны, сказал, что когда читаешь воспоминания офицеров и солдат Красной армии, которые освобождали лагерь в Клоога от нацистов, то кровь стынет в жилах — «это место, где люди увидели лицо зла»:
«Наша святая обязанность помнить о таких местах и делать всё от нас зависящее для распространения информации о том, что творил нацизм на эстонской земле и кто прекратил злодеяния (а это и была, хотел бы напомнить, Красная армия). И чтобы люди осознавали те ужасы, которые творились».
В плане Холокоста, подчеркнул Налобин, между Эстонией и Россией (хотя страны по многим вопросам часто расходятся) не может быть никаких расхождений, а присутствие эстонских властей на мероприятии очень важно и говорит о возможности диалога и о том, что страны могут сообща «читать» трагические страницы совместной истории.
«Мы помним, что и эстонский народ был среди тех, кто боролся с фашизмом», — добавил он.
Во время памятной церемонии к памятникам жертвам нацизма/Холокоста (а их в Клоога несколько) были возложены венки и цветы, а главный раввин Шмуэль Кот прочёл поминальную молитву. Было бы справедливо закончить эту заметку его словами — «если я буду внимательней смотреть на боль близкого человека, тогда мир будет гораздо лучше».
Подробнее о лагере Клоога можно прочесть здесь.
Читайте по теме:
Посольство РФ: Наша страна хочет быть не угрозой, а союзником Эстонии