Документы и другие данные судебного производства по всем гражданским и административным делам уже полностью доступны в цифровом виде, и сторона делопроизводства может ознакомиться со связанным с ним делом через общедоступное электронное досье. В то же время в судах дело часто содержат распечатанным на бумаге в дополнение к цифровому. Например, дело, подготовленное уездным судом, может быть цифровым, а производство в районном суде может продолжаться на бумаге.
«Организация работы, при которой судебное дело имеется параллельно в цифровом виде и на бумаге, вызывает недоумение у участников производства и неразумна с учётом современных возможностей. Поэтому основная цель законопроекта — прекратить параллельное хранение цифровых и бумажных файлов, чтобы внести ясность для стороны, участвующей в разбирательстве, сделать производство более быстрым и удобным, а также сократить связанные с с ведением бумажного делопроизводства административные, кадровые, транспортные и бумажные расходы», — сказала министр юстиции Леа Данильсон-Ярг, добавив, что важным преимуществом цифрового дела перед бумажным является также тот факт, что все стороны процесса и суды могут одновременно знакомиться с делом.
«Оцифровка судебных процессов и переход на цифровое производство в гражданских и административных делам — важный шаг в развитии эстонского электронного государства, которому предшествовала длительная и основательная подготовительная работа. Суды готовятся к переходу на безбумажную процедуру с 2017 года — разработано соответствующее программное обеспечение, отработаны новые рабочие процессы», — сказала министр юстиции.
«Однако возможность общаться с судом и на бумаге все же остаётся. Когда приходят бумажные документы, что случается всё реже, они оцифровываются и добавляются в цифровое досье судебной информационной системы», — добавила она.
Помимо оцифровки судебных процессов по гражданским и административным делам, в будущем правительство планирует оцифровать уголовные производства и производства по делам о проступках. «В производстве Рийгикогу уже находится проект поправок к Уголовно-процессуальному кодексу, который создаёт правовую основу для цифрового производства по уголовным делам. В Министерстве юстиции мы поставили перед собой цель оцифровать всю систему уголовного правосудия не позднее 2026 года. Переход на цифровое производство мы начнём с простого производства по уголовным делам, после чего перейдём к другим видам производства с цифровизацией», — пояснила Данильсон-Ярг.
Близко к максимуму
Цифровое развитие судебной системы Эстонии привлекло внимание и было отмечено на международном уровне. В исследовании, проведённом Советом министров Северных стран в этом году, Эстония была названа пионером в области цифровизации судов. Согласно недавно опубликованному сравнительному исследованию Совета Европы, индекс оцифровки судебной системы Эстонии составляет 9,79 по десятибалльной шкале, то есть близок к максимальному.
«На встречах с министрами юстиции и ведомствами других стран всегда присутствует большой интерес к оцифровке судебных процессов в Эстонии, потому что о нашей истории успеха уже кое-что слышали. Благодаря цифровизации судебная система Эстонии обладает высокой устойчивостью к кризисам. В условиях пандемии коронавируса судебные процессы в Эстонии продолжались в прежнем объёме, в то время как во многих странах работа судов была прервана или серьёзно нарушена. Поэтому об опыте Эстонии хотят слышать и перенимать его», — резюмировала Данильсон-Ярг.
В 2019 году без бумажного досье было рассмотрено около 27% гражданских и административных дел, а в 2020 году — около 38% всех производств, зарегистрированных в судебной информационной системе. В прошлом году использование цифрового файла выросло до 53% в гражданских делах и до 63% — в административных делах.
Читайте по теме:
Эстонский э-тигр стал примером для Черногории
Эстонское э-государство даёт сбои — решено подлатать
Эстония и Украина: два э-государства уплотняют сотрудничество