Акцию протеста перед зданием эстонского правительства решено было сделать молчаливой — немой укор властям высказывали и участники пикета, и красноречивый баннер, наглядно демонстрирующий, что зарплата работников культуры не поспевает ни за средней по стране, ни за инфляцией. Более того, министр культуры озвучила план о заморозке зарплат на период аж до 2028 (!) года.
В настоящий момент базовая зарплата работников культуры с высшим образованием составляет 1600 евро брутто, в то время как средняя зарплата по Эстонии во втором квартале 2024 года достигла 2007 евро. Более того, инфляция последних лет лишь усугубила ситуацию, а с 2019 года зарплаты в этой сфере повышались всего три раза: в 2019 году — с 1150 до 1300 евро (13,04%); в 2021 году — с 1300 до 1400 евро (7,69%); в 2023 году — с 1400 до 1600 евро (14,29%).
Герт Раудсеп, глава Театрального союза Эстонии, отметил, что главный посыл протестного мероприятия — не повышение зарплат работников культуры (хотя и это актуально, но всё же следующий шаг), а в первую очередь — сказать «стоп» сокращениям в секторе и замораживанию зарплат.
«Разрыв между минимальной зарплатой работников культуры и средней зарплатой по стране стал довольно значительным. Очевидно, это показывает, что сфера культуры словно не является частью нашего общества. Поэтому мы протестуем против сокращений в нашей области, которые должны составить примерно 10%. И как сказала министр культуры, вероятно, зарплаты будут заморожены до 2028 года. Мы считаем это несправедливым, потому что отсутствует солидарность — сокращения происходят наравне с другими секторами, даже если зарплаты в культуре не повышались. Мы считаем, что уже получили свои сокращения», — заявлял Раудсеп, к примеру, в интервью «Радио 4», отмечая, что и в период экономического роста сфера явно недополучала финансирования — о какой солидарности тут может идти речь.
Того же мнения придерживается и актёр Русского театра Эстонии Александр Кучмезов, принявший участие в акции. «Проблема в сфере, считаю, очень серьёзная. Конечно, кто-то скажет, что ему живётся ещё хуже, но культура есть культура, и это, как мне кажется, одна из основополагающих частей в любом обществе, любой стране, при любом правлении. Недовольство вызвано тем, что правительство захотело заморозить зарплаты аж на пять лет — до 2028-го, и надо учитывать, что эта заморозка началась не с этого года. Стиснув зубы, мы подумали, мол, времена непростые, потерпим, но возникает вопрос — а сколько ещё надо терпеть? Помню, год назад мы выступали в поддержку педагогов, понимая, что нам точно ничего не повысят, но год прошёл и нам говорят: «сидите тише». По-моему, тише сидеть уже невозможно, и люди, у которых есть возможность что-то решать в Эстонии, должны подумать и о нашей сфере», — сказал Кучмезов в комментарии порталу Tribuna.ee.
«Я отец трёх детей, хожу в магазин и понимаю, что того, что мне сейчас платят, мне катастрофически не хватает даже на полмесяца», — подчеркнул он.
Комментируя слова Реймо Сагора*, Кучмезов заявил, что действительно: если ситуация дойдёт до критической, то о смене рода деятельности придётся задуматься и ему.
«Естественно, это эмоции с моей стороны, и насколько финансы можно изыскать или нельзя, я не знаю, но строится же сейчас Rail Baltica, куда тратятся сумасшедшие какие-то миллиарды, а люди с высшим образованием, да многие ещё и не с одним, переступают постепенно за черту бедности», — добавил актёр Русского театра Эстонии.
*Реймо Сагор заявил следующее: «Нам сокращают «в знак солидарности» год за годом. Актёрам с высшим образованием, которые являются специалистами в своей области и работают в соответствии с целями государства по сохранению и развитию эстонской культуры, последовательно приходится мириться с повышением зарплаты в ноль процентов и отсутствием карьерной модели. Это нельзя назвать основанным на ценностях, справедливым и жизнеспособным отношением к людям. Я всё больше слышу о том, что люди уходят из театра, потому что чистая зарплата в 1300 евро демотивирует, а пустой желудок в конечном итоге побеждает у любви к профессии».