При этом она, так же как и остальные, богато иллюстрирована. В ней представлено огромное количество фотографий и множество имен реальных людей, поэтому кто-то из читателей обязательно найдёт себя на одной из её страниц. Презентация книги «За кулисами власти» состоится 14 августа в 17 часов в Центре русской культуры в Таллинне, где все желающие смогут взять у её автора автограф.
«Из книги вы узнаете историю дворового мальчишки, ставшего первым чемпионом Эстонии по карате, а позже — обладателем Гран-при республиканского конкурса авторской песни, — сообщил Михайлов в интервью порталу Tribuna.ee. — В 90-е годы я был председателем административного совета, потом старейшиной Ласнамяэ, а также одним из учредителей Объединённой народной партии Эстонии и на протяжении почти 30 лет избирался депутатом столичного городского собрания».
По словам почётного гражданина Таллинна Леонида Михайлова, все последние годы до выхода на пенсию он являлся директором и членом правления акционерного общества «Таллиннский городской транспорт» и всегда много занимался общественной работой: возглавлял Таллиннское купеческое общество и Таллиннское объединение российских соотечественников, был заместителем председателя Союза славянских просветительных и благотворительных обществ Эстонии, членом правления общества культуры «Причудье» и жертвователем благотворительного фонда «Благовест».
Нет настоящей истории, кроме биографии
Основой книги «За кулисами власти», которую Михайлов готовил три года, послужили записи в его дневнике, который он вёл с молодых лет. Через несколько дней ему исполнится 73 года, поэтому он решил, что можно подвести некоторые итоги прожитого, воспользовавшись тем, что из большой политики он ушёл, находится на пенсии и нигде не работает.
Будучи восемь созывов подряд депутатом Таллиннского горсобрания, Леонид Михайлов пережил на своих постах 10 столичных мэров и 15 старейшин Ласнамяэ и сам возглавлял этот самый большой городской район. В 1996 и 1998 годах его признавали самым популярным русским политиком. Он общался с простыми людьми, бизнесменами, чиновниками, политиками, патриархами, послами, деятелями культуры, поэтому ему есть о чём рассказать. Тем более что далеко не всё, что происходило на таких встречах и о чём говорилось, выносилось потом на публичное обсуждение.
— Название «За кулисами власти» в данном случае кажется мне наиболее уместным, ведь самое интересное всегда происходит за кулисами. Это автобиографическая книга и не только обо мне, но и о людях, меня окружавших, и о нашем времени. Жизнь до и после миллениума была весьма насыщенной и интересной, а порой и весёлой, только надо уметь замечать всё это.
Содержание книги выдержано хронологически. Основные события отмечены датами, которые приводятся в путеводителе по книге, так что читателю будет легко найти то, что его интересует в первую очередь. Определённые жизненные этапы у всех одинаковы, и вначале это, конечно, школа, после окончания которой я поступил в Таллиннский политехнический институт.
В ту пору студенты редко проходили практику за границей, но нашу группу «энергетиков» решили отправить в Польшу, и для этого необходимо было оформить загранпаспорта. Фотографироваться нужно было в белой рубашке с галстуком и пиджаке. Нам об этом сообщили в последний день, и оказалась, что только я один соответствовал требованию.
После того, как я сфотографировался, мою рубашку и пиджак стали надевать другие студенты. Я был худенький, а они все здоровые парни, поэтому мучились, натягивая это на себя. И вот я сижу в фотоателье с голым торсом, и вдруг входит девушка, которая очень удивляется и спрашивает, что здесь происходит. Я говорю: «Фотографируюсь на пропуск в бассейн». А она: «Вы что, в брюках плавать будете?»
Юмор как защитный механизм
Михайлов рассказал, что после окончания института его отправили на два года в армию. Он служил офицером в отдельном батальоне связи на Дальнем Востоке, под Уссурийском, и был начальником радиостанции. В ноябре 1974 года туда на военный аэродром прилетел самолёт президента США Форда, который должен был во Владивостоке встречаться с Брежневым. Стороны готовились подписать договор об ограничении стратегических вооружений.
— Помню, я стоял в оцеплении, было холодно и шёл снег. Техника не справлялась с его уборкой, поэтому военнослужащие лопатами нагружали снег в брезентовые плащ-палатки и выносили с аэродрома. Людей готовить взлётную полосу нагнали много. Ну а после армии, когда я вернулся домой в Таллинн, мне предложили работу в Центральном комитете комсомола Эстонии, пообещав через три года предоставить отдельную квартиру моей семье.
К тому времени я уже был женат, и это предложение меня заинтересовало. Эстонский язык, необходимый на новом месте, я знал, так как в институте учился в эстонской группе, да и вообще владел им ещё с эстонского детского сада. К тому же мама у меня родом из Причудья и в семье порой говорила по-эстонски. А квартиру двухкомнатную на четвёртом этаже в Ласнамяэ я всё-таки получил и прожил в ней почти 30 лет.
После комитета комсомола я шесть лет проработал в Президиуме Верховного совета ЭССР, где сидел в одном кабинете с Райво Варе. Это было время больших перемен. В 1990 году по его рекомендации меня пригласили в аппарат министра по межнациональным отношениям Артура Кузнецова. Я был у него старшим консультантом, и когда он ушёл вместе с правительством Эдгара Сависаара и пришло правительство Тийта Вяхи, я ещё успел поработать старшим консультантом у другого министра — Клары Халлик.
Тогда уже существовал Народный фронт и в противовес ему — Интердвижение. Помню, ходил анекдот. Василий Иванович и Петька спорят, куда вступать — в Народный фронт или Интердвижение? Решили, что Василий Иванович пойдёт на съезд Народного фронта, а Петька — на собрание Интердвижения. На следующий день они встречаются. Петька громко спрашивает: «Василий Иваныч, ну как?». «Mis sa karjud, venelane (Что ты кричишь, русский)?» — отвечает Чапаев.
Или другой анекдот того же времени. Звонит Горбачёв Вялясу. Тот берёт трубку: «Ma kuulen» (Я слушаю). Горбачёв трубку бросает. Через некоторое время снова звонит и слышит тот же ответ: «Ma kuulen». Генсек рассержен: «Слушайте, товарищ Макулин, передайте Вялясу, что, если он не будет ходить на работу, то я вас первым секретарём Эстонии сделаю вместо него».
Отвечая на вызовы времени
Известно, что пришедшее к власти правительство Марта Лаара провозгласило лозунг «Plats puhtaks» (Очистить площадку). Тогда от всех бывших функционеров советского времени избавлялись и Леониду Михайлову тоже объявили, что через два месяца он должен будет освободить свой кабинет. С его слов, за годы работы у министра у него появилось много знакомых среди предпринимателей, которые предложили ему создать Таллиннское купеческое общество.
— В 1993 году я стал одним из его учредителей и со временем его возглавил. В октябре того же года должны были проходить выборы в местные органы власти и мне предложили участвовать в них по списку Русского демократического движения. Я согласился и в итоге набрал 2574 голоса. Мало того, что попал в городское собрание, так я ещё стал и председателем административного совета Ласнамяэ. Так я вошёл в политику. Воистину, не было бы счастья, да несчастье помогло.
Следующий курьёзный случай относится уже к выборам 2017 года, когда вместе с другими кандидатами в депутаты я начал предвыборную кампанию в Ласнамяэ. В один из дней к нам в избирательную палатку заглянула женщина и спросила, когда состоятся выборы. Я ответил, что 15 октября. «Не успеете, — решительно заявила она. — 23 сентября наступит конец света!». Не наступил, и выборы состоялись.
В 2004 году я участвовал в конкурсе на место директора по развитию в трамвайно-троллейбусном объединении и выиграл его. Спустя какое-то время произошло его слияние с автобусным парком и в 2012 году возникло акционерное общество «Таллиннский городской транспорт», где я проработал до 2023 года и ушёл на пенсию. А столичное городское собрание я покинул в 2021 году. Решил, что хватит, надо дать дорогу молодым, да и вообще, кажется, что я уже надоел своим избирателям.
История рода
В своей книге «За кулисами власти» Леонид Михайлов пишет и о своих предках, живших в Эстонии как до войны, так и в царское, и шведское время. То есть рассказывает не только о своей истории, но и об истории своего рода — как и когда он здесь появился.
— Известно, что мамина родня жила на протяжении не менее семи поколений в нескольких поселениях Причудья и Понаровья. Там были крестьяне, мещане, купцы, строители, церковные старосты, учительница, а мой дедушка даже работал председателем Муствеэского горисполкома.
Отцовская родня была довольно пёстрой: это и эстонцы из Пыльтсамаа, и поляки из Петербурга, и российские дворяне Костромской, Тверской и Новгородской губерний. В роду встречались батраки, хуторяне, помещики, чиновники, военные, корчмарь, священник, строитель, пекарь, плотник, механик и ещё музыкант.
До какого-то периода необходимые документы можно найти в архивах, но если хочется копнуть глубже, следует пройти генетический тест. В прошлом году я его сделал и теперь получил результаты. Выяснилось, что у меня в роду имеется восточноевропейский, финский, скандинавский и даже египетский след.
Недавно я побывал в музее в Ийзаку — посёлке к северу от Чудского озера. В его экспозиции представлен скелет женщины народности водь, принадлежащей, как и эстонцы, к финно-угорской группе языков, похороненной в тех местах в конце XIII или начале XIV века. Сама же водь жила там не меньше, чем с XI века. Поговорив с работниками музея, я подумал, что не исключено, что мои предки по материнской линии, проживавшие на реке Нарова, в Васкнарве и других местах по соседству, являлись именно вожанами. Получается, что мои предки — коренные жители Эстонии.
Не скучно ли жить на пенсии? Нет. Каждый день я гуляю у моря, работаю в саду, что-нибудь пишу для себя или в социальных медиа, иногда путешествую с друзьями. С внучатами музицируем на гитарах, играем в шахматы и упражняемся в эстонском. Приятно осознавать что мои гены проявляются и в них. Получается, как в Библии: «Всему на свете своё время, всему под небесами свой час».
Читайте по теме:
Только факты: увидела свет новая книга Владимира Пооля о судьбах политических лидеров Эстонии и…