Вот уже шесть с половиной лет Татьяна Филиппова вынуждена передвигаться с помощью инвалидной коляски. Она рассказала порталу Tribuna.ee, какие трудности приходится преодолевать людям с ограниченными возможностями и какое место отводит им общество.
Есть, безусловно, и положительные моменты, но о них чуть позже.
Препятствия даже там, где они быть не должны
«Например, построили новый реабилитационный центр на Сыле. Я приехала туда, увидела изумительно красивые палаты на двух человек, с телевизором, все красиво. Но когда начинаешь ехать, например, на реабилитацию, то междверные пороги мешают. Как можно было не учесть этот момент? У нас вроде бы стараются, но как-будто не доделывают, остаются пороги, несуразные тротуары, неправильный наклон пандусов, много чего еще», — поделилась Татьяна.
Она выяснила, что в Таллинне существует проверяющая комиссия, правда, в ней всего один человек, который передвигается в инвалидной коляске, и он решает за всех остальных, основываясь исключительно на своем опыте.
«Это неправильно. Категории людей с органиченными возможностями разные, это обязательно надо учитывать. Но никто не обращает на такое внимание», — отметила Татьяна.
«Люди, которые родились с инвалидностью, они привыкли так жить с самого детства и уже социализированы благодаря школам и родителям, некоторые могут даже путешествовать в одиночку. Но те, кто оказался в инвалидном кресле будучи взрослым, остаются будто за бортом. Для нас нет школы, где обучали бы, как пересаживаться на коляску, как на ней правильно ездить, или даже самостоятельно себя обслуживать. Всему приходится учиться методом проб и ошибок. Те люди, которые раньше ходили, а теперь оказались в коляске, хорошо понимают разницу, поэтому стремятся к тому, чтобы все делалось не абы как, а качественно».
Помощники совершенно не мотивированы
В Эстонии люди с инвалидностью могут обратиться в соцотделы для получения помощи в виде работника, который ходит за продуктами, готовит поесть, прибирается или просто проводит время с человеком.
«Да, нам присылают помощников по дому, но им часто приходится перерабатывать, стаж не идет, зарплата мизерная, а работа тяжелая морально и физически. Мало кто хочет этим заниматься. У больштинства помощников нет компетенции, они даже толком не знают, как с нами обращаться, а потом в соцслужбе заявляют, что проблема не в них, а в нас самих», — разводит руками Татьяна.
Некоторые соцработники, по ее словам, даже не знают, что существуют специальные гаджеты, которые помогают людям спускаться и подниматься по лестнице, и соответсвенно, не рассказывают о них своим подопечным. Не хотят интересоваться новинками вспомогательных средств или плохо налажена информированность среди смежных организаций? Вопрос остается открытым.
Кафе и магазины не для колясочников
Если в театрах, концертных залах и на стадионах еще есть места, специально отведенные для людей на инвалидных колясках, то с удовлетворением простых потребностей дела обстоят гораздо сложнее. Куда чаще всего отправляется компания друзей, чтобы поболтать за чашечкой чая? Как правило, в кафе или ресторан.
«Но попробуй еще найди кафе с удобными столами, чтобы под ним помещалась коляска, а сидеть полубоком очень тяжело. В редких заведениях есть инватуалеты, что крайне важно, особенно для женщин», — обрисовала ситуацию Татьяна.
«Магазины абсолютно не думают о колясочниках, между рядами невозможно передвигаться. На кассах самообслуживания не дотянуться, чтобы оплатить картой. Зимой часто снег скидывают на парковочные инвалидные места. Очень видна раздражительность людей, не все готовы принять тех, кто на колясках», — добавила она.
Ложка меда в бочке дегтя
За последние как минимум шесть лет, по опыту Татьяны, произошли и хорошие изменения. Особенно это касается сферы транспорта.
«Он стал для людей с инвалидностью более доступным. Например, спецавтобусы, которые доставляют тебя до работы и обратно. Если раньше они не обслуживали в выходные дни, а по будням работали до 9 вечера, то сейчас люди могут их использовать для поездок на работу с утра и до позднего вечера. Плюс есть такси, в которых работают крепкие ребята, они всегда помогут спуститься из дома. Транспортная инфраструктура действительно улучшилась», — поделилась Татьяна.
Что касается спортивно-развлекательной стороны жизни, то в Эстонии, по ее словам, проводится масса мероприятий, где могут присутствовать люди с инвалидностью, есть множество групп для занятий разными видами спорта – от бильярда и керлинга до походов под парусом.
Также этим летом на пляжах Пирита и Пикакари была создана инфраструктура, которая позволяет людям с расстройствами опорно-двигательного аппарата при помощи специальных кресел и сопровождающего погружаться в воду.
«Люди очень часто по разным причинам оказываются в инвалидных колясках и, к сожалению, становятся отрезанными от общества. Надо, наверное, чаще о нас говорить, показывать социальные ролики. Если среди эстонцев есть хоть какая-то осведомленность по многим вопросам, то в русскоязычной среде приходится собирать информацию по крупицам».
«Так хочется, чтобы мы все вместе жили хорошо!», — подытожила Татьяна.
Читайте по теме:
Воскресный антидепрессант Любиной: Некоторые из нас
В Эстонии помогут детям с особыми потребностями
Исследование: Как работодатели относятся к людям с инвалиднстью