Население Эстонии уже давно стареет, и прогнозы показывают, что старение будет набирать обороты, что оказывает всё большее давление на социальную систему (в том числе и пенсионную). Чтобы облегчить ситуацию и укрепить пенсионную систему, в июле 2002 года в Эстонии была введена накопительная пенсия, или II ступень, которая стала обязательной для лиц, родившихся в 1983 году и позже. Люди постарше также имели возможность присоединиться ко II ступени до конца 2010 года, объясняет эксперт в блоге Центра мониторинга развития.
Обязательная пенсионная ступень быстро росла: если на начало 2003 года было 210 000 счетов второй ступени, то к началу 2011 года их было уже 610 000, а к концу 2020 года — 765 000. Пенсионная реформа, сделавшая вторую ступень полуобязательной с начала 2021 года, резко сократила это количество — к концу 2021 года насчитывалось всего 575 000 счетов во II пенсионной ступени.
Дополнительный добровольный фонд накопительной пенсии (третья ступень) был запущен ещё в 1999 году, и к 2003 году к III ступени присоединились 4300 человек, к 2011 году — 127 000 человек, а к концу 2020 года — 166 000 человек.
Масштабное присоединение к третьей ступени произошло в 2020 году, потому что с 2021 года условия для новых участников стали более жёсткиви. Таким образом, к концу 2021 года к III ступени присоединилось в общей сложности уже 180 000 человек.
Стабильная система до 2021 года
На протяжении длительного времени в системе накопительных пенсий не было проведено много серьёзных реформ — например, были изменены верхний предел административных сборов и максимальная доля фондов, инвестируемых в акции.
Большое изменение, однако, вступило в силу в начале 2021 года, когда обязательная накопительная пенсия, или II ступень, стала полуобязательной. Это означает, что человек может прекратить отчисления и вывести накопленные активы до достижения пенсионного возраста.
Если человек отказывается от накопления, он не может вновь присоединиться ко ступени в течение 10 лет. Если в какой-то момент он опять получает возможность накапливать, то снова может вывести собранные активы из второй ступени. Таким образом, эта ступень стала используемым на протяжении всей жизни за счёт первой ступени буфером со льготой по подоходному налогу. На сегодняшний день возможность снятия пенсионных накоплений воспользовались 200 000 человек, а пенсионные активы выплачены на сумму 1,5 миллиарда евро.
Есть ли и сейчас смысл в III пенсионной ступени?
При создании трёхступенчатой пенсионной системы каждая ступень имела определённое назначение. Первая и вторая ступени должны были обеспечивать основной доход при выходе на пенсию, а третья ступень — дополнительный доход. В изменившейся пенсионной системе эти цели уже не работают: если спилить половину одной ножки трёхногой табуретки, то, в конце концов, на ней уже нельзя будет сидеть.
На вебинаре Центра мониторинга развития 24 марта «Накопительная пенсионная система в Эстонии — куда двигаться дальше?» в качестве идеи предложили объединение II и III ступеней, поскольку у каждой из ступеней больше нет отдельной цели. Преимуществом такой системы должны были бы быть ясность, простота и гибкость.
Объединение второй и третьей ступеней требует изменений во взносах, выборе фондов, налогообложении и других подробных условиях. Во вторую ступень поступает определённый процент от заработной платы (2%) и дополнительно 4% социального налога — за счёт страховой части первой ступени.
В третьей ступени человек может делать столько взносов, сколько хочет, но возврат подоходного налога может рассчитываться из взносов в размере 15% брутто-зарплаты (максимум 6000 евро). С точки зрения налогообложения выплат возраст в плане подоходного налога для новых участников второй и третьей ступеней был унифицирован в 2021 году (за пять лет до пенсионного возраста обязательство по подоходному налогу составляет 10% при снятии всей суммы), но для тех, кто ранее присоединился к третьей ступени, возрастной предел по-прежнему составляет 55 лет, когда вся сумма может быть снята с более низким обязательством по подоходному налогу. Отдельный вопрос, что будет при объединении накопительных ступеней с теми, кто снимает накопления, — они не смогут делать взносы 10 лет, как сейчас во второй ступени, или смогут продолжать сразу хоть в том же месяце? И что же будет с договорами страхования третьей ступени? Таких моментов при принятии решения, на первый взгляд мелких, но которые в итоге определяют целесообразность объединения ступеней, ещё много.
Меньше пенсионных счетов, ниже стоимость?
С одной стороны, система, созданная путём слияния второй и третьей ступеней, кажется проще. С другой стороны, два компонента с разными, по сути, целями и механизмами функционирования были бы объединены в один компонент. Теоретически объединение ступеней, казалось бы, может обеспечить экономию за счёт масштаба — вместо 42 пенсионных фондов в будущем было бы 26, что привело бы к снижению административных сборов. Но по состоянию на первую половину июля 2022 года объём фондов второй ступени составлял около 4 миллиардов евро, а объём средств третьей ступени — 370 миллионов евро. Таким образом, фонды третьей ступени составляют всего 9% от объёма накопительных пенсий, что не обещает существенной экономии за счёт масштаба.
Также текущие суммы сборов в фондах второй ступени и третьей ступени находятся в одном числовом диапазоне, но фонды с большим объёмом имеют более высокие комиссии.
Механическое присоединение не улучшает подготовку к старости
Собственно говоря, вторая и третья ступени связаны только по принципу сбора. Цель же пенсионной системы — предотвратить бедность в пенсионном возрасте и создать возможность обеспечить минимально возможное падение доходов в пенсионном возрасте.
У пенсионной системы есть и другие цели, но эти две важны при объединении накопительных пенсий. Накопительная пенсия в целом должна обеспечивать адекватность доходов в пенсионном возрасте, то есть достаточность по сравнению с трудоспособным возрастом. Если объединить вторую и третью ступени, будет ли в этом случае больше накоплений к пенсионному возрасту?
Хотя всё зависит от деталей объединяемых ступеней, можно предположить, что в общем и целом это всё-таки не увеличит объём накоплений. Согласно международному пенсионному индексу (Mercer), люди должны откладывать 12% своей брутто-зарплаты, чтобы обеспечить достаточную сумму для выхода на пенсию. Если накапливать только во II ступени, процент предварительного накопления равен 6. Чтобы пенсия из ступеней к пенсионному возрасту составляла не менее 70% от средней заработной платы, говорится в отчёте «Материальное благополучие пожилых людей в будущем. Сценарии до 2050 года», опубликованном Центром мониторинга развития в 2019 году, получающий среднюю зарплату работник ежемесячно должен вкладывать 18% своего дохода во вторую или третью пенсионные ступени или откладывать иным образом. Но предполагая, что можно создать накопительную пенсию, обладающую хорошими качествами как второй, так и третьей ступеней, всё равно остаётся упомянутый выше вопрос о том, что станет с договорами страхования третьей ступени.
Так что хотя пенсионная система остаётся несовершенной по итогам последних изменений во второй ступени, опираться на стул на двух ножках (объединяя накопительные пенсии) кажется ещё более ненадёжным вариантом. Чтобы улучшить эстонскую пенсионную систему, необходимо одновременно обсудить цели всех ступеней и создать долгосрочное действующее решение, что, вероятнее всего, означает создание новых продуманных решений.
Читайте по теме:
Фондовая пенсия — чем ценен и чем опасен этот вариант