Лицо и тело человека – это его личные данные, поэтому к съемке людей применяются правила защиты персональных данных, и если человека можно узнать на фото или видео, то на их публикацию требуется согласие, поясняет присяжный адвокат и партнер адвокатского бюро Hedman Partners Тоомас Сеппель.
Согласие фотографируемого не требуется, если снимок сделан для личных целей. Если вы хотите поделиться фотографией с друзьями и близкими, то это порой тоже считается личным использованием. «Но стоит соблюдать осторожность, если фото хотят опубликовать в открытом аккаунте социальных сетей. В этом случае необходимо спросить у человека разрешения, и все узнаваемые на снимке люди должны быть согласны и с фотографированием, и с публикацией фото», – разъяснил адвокат Hedman Partners Тоомас Сеппель.
Если человека нельзя узнать на фото или видео, то согласие не нужно. «Даже если человек сам себя узнает, например, по ситуации или одежде, то это не личные данные. Однако следует учитывать, что в известных случаях человека можно опознать даже на фото без лица, например, по татуировкам», – добавил Сеппель. В этом случае вы также имеете дело с личными данными.
Исключением являются СМИ, например, разрешено снимать людей с журналистской целью и использовать фотографии в прессе без согласия фотографируемого. «Это допустимо в случае, когда соблюдены принципы журналистской этики, а публикация фотографий не нарушает прав человека сверх разумного», – объяснил присяжный адвокат юридического бюро Hedman Partners.
СМИ разрешено фотографировать и снимать на улице новостные события, например, протесты или массовые спортивные мероприятия. «При этом отсутствует журналистская цель в ситуации, когда опубликована фотография дремлющего на автобусной остановке человека», – уточнил Тоомас Сеппель.
Закон допускает использование личных данных человека без его согласия с целью академического, художественного и литературного самовыражения. «При уличной съемке весьма сложно оценить, когда самовыражение автора перевешивает частную жизнь людей. Очевидно, что суду будет сложно принять решение в пользу фотохудожника, если пятьдесят человек подадут иск по той причине, что их тайком сфотографировали при выносе мусора или за едой в кафе. Поэтому исключение в пользу самовыражения действует только в отдельных единичных случаях», – привел пример присяжный адвокат.
Публикация фотографий на основании оправданного интереса. Пришедшие посмотреть на шествие Певческого праздника люди осознают, что там делают фотографии и затем публикуют их в социальных сетях. Публикация подобных фотографий – это оправданный интерес. Человек, который вышел выбросить мусор или сидит в кафе с подругой, не может заранее предполагать, что его сфотографируют и опубликуют снимок. Поэтому это не оправданный интерес, у публикации фото нет правовых оснований.