Пикет организован Эстонским профсоюзом работников спасательных служб (EPTAÜ), а его начало намечено на 9:30 возле Дома Стенбока — зданием правительства. Эстонский кабинет министров, уверены в профсоюзе, несмотря на коронавирусный кризис и необходимые урезания в различных министерствах, поспособствовать тому, чтобы труд спасателей всё же оценивался по достоинству.
Член правления EPTAÜ Сергей Ларионов в комментарии порталу Tribuna.ee пояснил, что понимает сложность ситуации, но требования повысить зарплаты появляются не потому, что спасатели хотят жить лучше, чем кто-либо другой, причины объективны:
«Например, те люди, которые проходят у нас альтернативную службу от Министерства обороны, по её окончании не соглашаются оставаться в пожарных частях, за такую зарплату выполнять такую работу они не согласны. В данный момент вопрос стоит очень остро хотя бы потому, что большое число спасателей скоро уйдёт на пенсию, нужно нанимать молодёжь, но молодёжь не готова круглосуточно рисковать жизнью за небольшие деньги — за 700-800 евро. В итоге мы не сможем обеспечить и безопасность населения, и безопасность самих спасателей, которых будет некому страховать, которым будет некому помогать».
Служба спасателей рискованная в любой части Эстонии
В настоящее время, действительно, запланировано не сокращение, а даже повышение зарплат, но оно, подчеркнул Ларионов, незначительное: несколько процентов повышения попросту «сжирает» инфляция, делая зарплаты спасателей всё более далёкими от средней по Эстонии зарплаты. А зарплата спасателей должна быть как минимум равной средней по стране (в 2020 году средняя брутто-зарплата выросла в Эстонии до 1448 евро в месяц — Ред.), при этом независимо от региона, ведь «огонь может быть везде, авария с опасными химикатами может случиться где угодно — под Таллинном, под Тарту, под Нарвой, в Южной Эстонии…»
«Я уверен, что средняя зарплата спасателям облегчит вопрос вербовки — приходили бы молодые, сильные и здоровые люди и замещали бы уходящих на пенсию или по состоянию здоровья работников, то есть был бы обеспечен приток новых кадров. Плюс всем спасателям не нужно было бы думать, как прокормить свои семьи. И после бессонной ночи в команде в спасательном департаменте — не выходить на второе место работы, а спокойно отдыхать, восстанавливаться, заниматься спортом и просвещением, что, кстати, требуется. То есть низкие зарплаты наносят урон общему уровню», — подчеркнул член правления EPTAÜ.
Спасательный департамент всё понимает, но помочь не может
Пока, как видно, предыдущие акции особых результатов не принесли, но в отношении майского пикета в соцсетях, сообщил Сергей Ларионов, говорилось о положительных отзывах даже со стороны некоторых министров, хотя и без официальной реакции:
«Положительный момент был и в том, что Спасательный департамент в мае разрешил использовать символику, технику, спецоборудование, спецодежду для выражения нашего протеста. Можно сказать Департаменту спасибо, хотя его руководство в лице Куно Таммеару понимает, что, требуя повышения зарплат спасателей, мы частично выполняем его работу. К сожалению, директору никак не удаётся выбить достойные зарплаты своим служащим».
В этот раз, объяснил Сергей Ларионов, на пикет ожидается 20-30 человек, но не в обмундировании спасателей, а обычных людей в гражданском, которые чувствуют себя обманутыми. При этом акция явно не будет последней: так, более масштабная акция запланирована на площадку у здания Рийгикогу — когда депутаты парламента будут принимать бюджет.
«Нужно понимать, что наша работа — то, без чего государство функционировать не может. Если люди будут уходить со службы, а новые не будут приходить, то многие команды спасателей могут оказаться в плачевном состоянии», — добавил Ларионов.
По сообщению профсоюза, передаёт портал ERR, в 2018 году политики пообещали повысить зарплату спасателей до средней к 2023 году, однако ситуация ухудшилась. Отставание размера зарплаты спасателя от средней зарплаты в Эстонии с 2018 года увеличилось с 357 евро до 405 евро в первом квартале. «Предварительные подсчёты показывают, что без работы могут остаться 100 спасателей и закроются от трёх до четырех команд спасателей, что означает значительное снижение безопасности для населения Эстонии», — уточнил профсоюз.
Читайте по теме:
Каллас: Финансирование урезали вновь не там, где можно
Пенсионная «подачка», сиюминутные траты, но не всё так плохо в «бюджетном…