Многие из нас, русскоязычных жителей республики, прожив не один год здесь, не всегда имели возможность близко быть знакомыми с эстонцами, работать с ними. Присутствовала и присутствует до сих пор некоторая параллельность — у нас своя жизнь, у них своя. Поэтому мнение о коренных жителях не всегда объективно.
Не один десяток лет я живу в Эстонии. Хочу сразу сказать, что жизнь меня сводила с разными людьми — как с плохими (в семье, говорят, не без урода), так и с хорошими. Их большинство. Некоторые из них оставили особенную память. Они не всегда на виду, их поведение неконъюнктурное, политически не ангажировано, не обусловлено мнением большинства. Они с тобой естественны. Разумеется, отношение зависит и от твоего собственного поведения. Должен заметить, что существует также некий психологический барьер, который не так легко преодолеть в общении, особенно если впервые оказываешься в эстонском коллективе и ещё недостаточно владеешь языком. Но при некотором терпении и взаимном такте и это преодолимо. Бывает, что и язык не столь обязателен — был бы человек хороший и дело своё знал. А там уж как-нибудь…
Но это к слову. Расскажу просто о хороших людях, с которыми сталкивала жизнь. Эстонцах, которые являются украшением, богатством и достоянием своего народа.
Начну же со спортсменов.
Именно они, добывая награды стране, первыми представляют республику, являя собой те самые лики, через которых мир и узнаёт о существовании Эстонии и эстонцев. Помните, сколько шутили при выигрыше эстонского спортсмена: «Эстония? Где это? Между Советским Союзом и Финляндией?» Особенно в советское время.
Спортивная династия
Тем, кто интересуется спортом в Эстонии, лёгкой атлетикой в частности, наверняка знакома фамилия Луми. Велло Луми — отец и Карл Луми — сын. Известные спортсмены, прыгуны в высоту, неоднократные чемпионы республики. Отец активно занимался спортом и все свои достижения имел в 70-годы прошлого века, сын уже в новом тысячелетии стал известным спортсменом. Мы встретились с ними в уютном доме Карла в Мууга, где за чашкой кофе и состоялся наш разговор.
Справка из Эстонской энциклопедии:
Велло Луми, родился 16.02.1949, Вырумаа. Легкоатлет и тренер. Рост 188 см, 77-83 кг. Закончил 20 ср. школу в Таллине в 1967 г. и Таллиннский педагогический институт в 1974 г. Спортом начал заниматься с 14 лет в легкоатлетической школе «Калев» у тренера Александра Чикина. В 18 лет с результатом 2,03 м (стилем «перекат») выполнил норму мастера спорта. Одним из первых среди эстонских атлетов начал осваивать новый стиль в прыжках в высоту — «фосбери-флоп». С результатом 2,21 м входил в первую десятку лучших прыгунов в высоту мира. С 1967 по 1977 годы не раз становился чемпионом республики как в прыжках в высоту (личный рекорд — 2,23 м), так и в длину; в беге на 100, 200, 400 м, десятиборье. Мастер спорта международного класса с 1974 года.
В доме у сына мы сидим с Велло на мягких подушках дивана, пьём чай и разговариваем о жизни. В камине, потрескивая, горят дрова, за окном падает снег. В комнате тепло и уютно.
— С 1968 года я был кандидатом в сборную Советского Союза, неоднократно ездил на сборы в Москву. Выступал на соревнованиях и с известным спортсменом — неоднократным рекордсменом мира Валерием Брумелем. К сожалению травма, которую я получил, играя в волейбол, помешала мне успешно продолжать свою спортивную карьеру. Из-за неё я не попал в на Олимпиаду в Мехико в 1968 году.
Велло берёт старые спортивные журналы со столика за 1968 год под названием «Кehakultuur» («Физкультура») и, перелистывая их потёртые страницы, показывает таблицы, рассказывает о соревнованиях, на которых были показаны эти результаты. Для спортсмена все эти метры, сантиметры — не просто мера расстояния. В этом и заключалась их жизнь.
— На соревнованиях я боролся прежде всего с самим собой. Я должен был взять эту высоту. Я обязан… У меня был такой настрой на победу в те годы, что, казалось, я мог бы горы сдвинуть. Мне кажется, без такой установки, внутреннего желания и самопожертвования во имя, ради рекорда хорошим спортсменом стать невозможно.
Рядом на диване сидит его сын Карл, который также стал спортсменом — прыгуном в высоту. Он похож на отца внешне, с таким же ростом — 1,88 метра. Пятикратный чемпион Эстонии в этом виде спорта. Но превзойти результат отца в 2,23 метра Карл так и не смог — планка застыла на отметке 2,22 м. Пока.
— Я с родителями жил в Таллинне рядом с «Детским стадионом», — продолжает Велло. — Как-то раз у отца нашёл стойки с планкой для прыжков в высоту. Они были невысокие, может быть, метра полтора. Но мне, ещё подростку, было интересно узнать, что это такое. Я их поставил и стал прыгать. Причём прыгал ежедневно, по несколько часов. Не знаю, что на меня тогда нашло. Прыгал как мог, без всяких ножниц, перекатов. Просто разбегался — и вперёд! Допрыгался таким образом почти до двух метров. Благодаря этому у меня были очень развитые мышцы ног. Когда позднее, в Москве, мне измерили их динамику, то результат оказался лучшим, чем у В. Брумеля. Эх, если бы не травма…
Велло Луми замолкает. Горько вспоминать случайную травму, которая лишила его возможности участвовать в Олимпийских играх, других международных соревнованиях. Поставила крест на его спортивной карьере. К сожалению, эта беда сопровождает многих спортсменов. Так и Валерий Брумель закончил свою триумфальную карьеру после тяжелейшей травмы, полученной в автоаварии.
— Интересное было время! Я прыгал, учился, работал с 14 лет. В институте у меня была стипендия в 180 рублей, которая полагалась мне как мастеру спорта международного класса. Купил машину. Жизнь была насыщенной, но без крайностей.
— Когда было лучше — сейчас или тогда? — спросил я.
— Не знаю, всё зависит от внутреннего настроя, я бы сказал, одержимости человека. И в настоящем, и в прошлом есть свои плюсы и минусы. Победы не зависят от времени. Они зависят от самого себя…
Велло Луми вновь взял журнал со своими результатами полувековой давности и, надев очки, стал рассматривать хроники прошлого вместе с сыном. Результаты не только прыжков в высоту. Здесь были и прыжки в длину (7,61), спринт — 100 м (10,90), десятиборье (7520). Вряд ли современные спортсмены могут себе позволить быть такими универсалами.
После окончания спортивной карьеры, он работал тренером; в Хельсинки на Олимпийском стадионе помогал проводить соревнования, организовывать спортивные праздники. Появилось время и для создания семьи. У Велло два успешных сына и дочь от двух жён, дом, который находится напротив дома Карла, посажены деревья. Есть и три внучки. Одна из них, Лаурен — дочка Карла и Вероники — бегает рядом. Несомненно, будущая чемпионка по прыжкам в высоту! Чего ещё желать? Жизнь удалась. Эх, если бы ещё не травма…
К деду подбежала внучка — что-то спросила по-эстонски. На кухне Вероника со своей мамой, т. е. бабушкой Ларисой, о чём-то говорят по-русски. Я посмотрел в окно, за которым продолжал падать мягкий и пушистый снег. Странное совпадение — фамилия Lumi с эстонского переводится как «снег».
Читайте по теме:
Юри Тамм: Отказавшись от результатов в спорте, мы потеряем мотивацию к любым достижениям