Как известно, из-за действий России в Украине торговые сети Эстонии или изъяли, или распродают остатки товаров из России и Беларуси. «Эстонская пищевая промышленность готова заменить исчезнувшие с прилавков товары» — с таким заявлением выступил Союз пищевой промышленности Эстонии.
«Чем предлагается заменить соль? Рабарбаром? Ну, «Белугу» они уже заменили своей водкой, которая разве что для примочек сгодится, а соль нельзя заменить ничем, кроме соли. Есть правда морская, по 3,5 евро за кило, но это дороже, чем мясо… Если только из сланца или болотного мха научимся соль добывать… Эх, был бутерброд с килечкой, да сплыл», — иронично отметил по этому поводу общественный деятель Андрей Заренков.
Портал Tribuna.ee связался с Сирье Потисепп и попросил ответить на несколько вопросов.
— В заявлении Союза говорится о замене в общих чертах. Но какие категории товаров из России и Беларуси действительно могут заменить эстонские производители?
— Если мы возьмём соль и соду, то соль и соду эстонские производители, согласна, не производят, хотя, разумеется, могут упаковывать. И я думаю, что замены соли и соде уже имеются, просто нужно немного времени. Да и сколько вообще соли и соды употребляет человек?
Практически все остальные основные категории продуктов питания имеются в Эстонии: это соки, соусы, продукты с длительным сроком хранения, молочные продукты, бакалейный товар, печенье и т. д. Хотя, возможно, конкретный эстонский продукт будет не совсем идентичным, с этим стоит смириться.
— Означает ли эта замена, то есть российского товара на эстонский, и то, что резко повысятся цены в продуктовых магазинах?
— Если мы посмотрим на то, что творится с ценами на энергию и ценами на сырьё, которые повысила и война, то цены на продукты питания на сегодняшний день, уверена, росли бы у всех. То есть рост цен характерен не только для товаров эстонских производителей, но и в мировом масштабе. Насколько высоким будет рост, никто точно не спрогнозирует. Многое зависит и от урожайности зерновых, так как это основа пищевой промышленности.
— Если говорить о важности российских и белорусских товаров, насколько фатально их исчезновение для жителей Эстонии?
— Я не осмелилась бы сказать, что они чрезвычайно важны, но для определённого контингента, конечно, были важными, раз их покупали. Торговые сети ведь заявляли, что рыночная доля товаров из этих стран крайне низкая, всего лишь порядка 1%. В любом случае надо понимать: когда времена изменятся, а российские и белорусские товары смогут начать возвращаться, то, я думаю, во-первых, их возвращение займёт определённое время, во-вторых, уже торговцы и потребители решат, будут ли они эти товары покупать.
Стоит отметить, что десятки лет цепочки поставок были налажены: по сути, если говорилось, что сырьё или упаковку привезут под дверь к 4 часам, то в 4 часа и привозили. К сожалению, с началом войны и санкциями определённые цепочки поставок были изменены, вот и в этом случае, чтобы найти новые варианты поставок и упорядочить процесс, найти новых партнёров, потребуется время. Но сейчас запасы у предприятий есть, производство ведётся в нормальном темпе. Дефицита продуктов питания в Эстонии нет.
— То есть ваш совет жителям Эстонии — не бежать в магазины сломя голову?
— Да. Я бы напомнила о том, что было в начале пандемии коронавируса. Тогда люди побежали по магазинам совершать покупки, производители не успевали так быстро и в таких больших количествах производить и выполнять заказы, магазины не успевали заполнять полки. То есть на самом деле и в то время не было никакого дефицита продуктов питания и товаров. Опыт такой наверняка есть у всех: чуть погодя люди увидели, что еда никуда не делась, и всё пошло своим чередом. Думаю также, что сейчас у людей есть и небольшие запасы продуктов с долгим сроком.
Важно ещё упомянуть, что для жителей Эстонии актуальна проблема разбазаривания еды, и с ней следует бороться: продумывать, сколько и чего покупать, не выбрасывать, а использовать и употреблять продукты, срок годности которых подходит к концу.
Добавлю: главное — не сеять панику. Для этого мы сейчас не видим никакой причины.
Читайте по теме:
Гросс: Какая глупость — уничтожать выкупленные российские товары