На Тоомпеа в этот день звучали гимн Эстонии и патриотичные эстонские песни, было много членов организовавшей акцию партии и её сторонников — атрибутика EKRE мелькала то тут то там. Несмотря на рабочее время, несколько сотен человек на мероприятие всё же собралось.
Чего же желали его участники? «В настоящее время порядок выборов президента в Эстонии недемократичный. По сути, мы имеем дело не с выборами президента, а с назначением президента, или с соглашениями в партийных кулуарах, что оформляется в виде показного голосования. У попавшего таким образом на должность человека нет политической независимости, а у народа не появляется к нему доверия«, — отметили организаторы, говоря и необходимости изменить Конституцию таким способом, чтобы наделить именно народ правом выбирать главу своего государства.
С собравшимися на Тоомпеа побеседовал и корреспондент Tribuna.ee. Бывший депутат Рийгикогу, сейчас член Таллиннского горсобрания Урмас Эспенберг (фракция EKRE) объяснил в своём комментарии, что, безусловно, изменения в Конституции — непростой процесс, для этого нужна поддержка большинства в парламенте, но те же центристы, хоть сейчас и снова заявляют о желании сделать выборы президента прямыми, во время прихода к власти (правительства Юри Ратаса) отказались от воплощения этой идеи (да и не только этой) в жизнь, в этом плане получился простой. И чтобы в конце концов добиться процесса прямых выборов президента в Эстонии, возможно, отметил Эспенберг, не обойдётся только поддержкой национал-консерваторов и центристов — и другие партии и политики должны начать прислушиваться к народу.
Тем не менее цель сделать выборы президента прямыми в принципе выполнима, считает Эспенберг. И, хотя у всенародного голосования есть свои проблемы (например, отметил политик, не доказана 100-процентная безопасность электронного голосования, также референдум требует денежных затрат), это всё же самый приемлемый вариант — народу нужно дать больше прав и больше демократии, а избранному им президенту будет обеспечена легитимность. Голосовать при этом, полагает Эспенберг, должны были бы именно граждане Эстонии, а для жителей Эстонии без гражданства или с другими паспортами возможность выбирать президента могла бы стать дополнительным стимулом получить эстонский паспорт. Вариант Б — вообще отсутствие президента в Эстонии, отметил Эспенберг: «Если мы не выбираем президента напрямую, то он не представляет народ, зачем президент тогда вообще нужен?». Хотя, по мнению члена EKRE, чем больше у народа есть представительства в высших эшелонах власти, тем лучше.
«Что касается Алара Кариса, то он глобалист, а на посту главы Эстонии как национального государства должен находиться патриот, и в интересах национального государства он должен защищать и интересы тех меньшинств, что тут живут, следить, чтобы всё соответствовало законам Эстонии, её Конституции, а люди были бы счастливы», — добавил он.
Большого многообразия национальных меньшинств на пикете, впрочем, не наблюдалось: баннеры на акции почти все были эстоноязычные, была слышна в основном эстонская речь. Но не только — и по-русски, к примеру, говорили. Одна русскоязычная женщина сказала, что считает данный вопрос крайне важным, хотя и оказалась на акции, потому что проходила мимо. Ещё один русскоязычный гражданин Эстонии Борис (проходивший мимо, но не оставшийся) отметил, что считает, однако, тему не самой насущной: ведь народ выбирает депутатов Рийгикогу, так что они в свою очередь вполне по праву могут выбирать президента.
В толпе можно было увидеть и украинские флажки. Они были в руках у Ольги по той причине, что она приехала из Украины (её муж Алар — гражданин Эстонии, у пары подрастает трёхлетний сын, тоже эстонский гражданин).
«Считаю, что если есть демократия, то люди должны выбирать президента, так как президент — гарант наших прав, конституционных прав народа. Поэтому народ должен решать, кто будет гарантом его прав», — подчеркнула Ольга, на родине которой, кстати, президента выбирает народ.
Состав Рийгикогу, озвучил мысль ранее упомянутого Бориса корреспондент Tribuna.ee, выбирается гражданами Эстонии, значит, и выбор Рийгикогу президента соответствует выбору народа. «Нет! Рийгикогу и президент не должны иметь между собой никаких связей, в особенности политических», — заявила Ольга.
Институт президентства в Эстонии — мощная сила, добавил Алар: «Но если президентом Эстонии поставлен, я подчёркиваю, поставлен человек после закулисных партийных переговоров, то это не народный президент, а очередной политик, который выполняет чьи-то пожелания. Он не свободен ни в мыслях, ни в словах — как узник. Президента-узника нам не надо».
В целом такие мысли и витали в толпе. Ещё один участник мероприятия Арно, член EKRE, состоявший ещё в предшествующем EKRE Народном союзе Эстонии (его возглавлял экс-президент Эстонии Арнольд Рюйтель, ныне почётный председатель EKRE), заявил следующее:
«Все депутаты Рийгикогу не представляют народ, большинство представляет только свою партию, а народ остаётся в стороне. Но президента должен выбирать народ — ты, я, он, а не кто-то со стороны. Алар Карис меня тоже не устроит: через микроскоп народ не видно (Карис — учёный-естествовед по специальности —Ред.)».
Справка
Президент Республики — глава Эстонского государства. В общих чертах глава государства имеет ограниченную политическую власть, его функции — представительские, и он выступает в роли третейского судьи, т. е. в роли лица, уравновешивающего власти.
Баллотироваться кандидатом в президенты Республики может лицо, являющееся гражданином Эстонии по рождению, достигшее по меньшей мере 40 лет. Президент Республики избирается на должность сроком на пять лет. Одно лицо может являться президентом Республики максимально два срока подряд.
Президент Республики должен быть независимым как профессионально, так и по партийной принадлежности. Со вступлением в должность у президента Республики заканчиваются полномочия и задачи на всех избираемых и назначаемых должностях, и на срок нахождения в должности он приостанавливает своё членство в партии. В отношении должностей критерием не является факт получения или неполучения зарплаты, а вытекающие из должности обязательства, в том числе членство в правлении или совете коммерческого общества.
Начиная с 10.10.2016 г. президент Эстонской Республики — Керсти Кальюлайд. (Источник).
Алара Кариса не избрали президентом Эстонии в первом туре. Второй тур будет проведен во вторник, 31 августа, в 12:00. Кандидаты могут быть выдвинуты утром того же дня с 8:00 до 10:00. Если президента не удастся избрать и во втором туре, то прямо во вторник пройдет и третий тур. Если же и он окончится безрезультатно, то процесс выборов перейдет в коллегию выборщиков, где к 101 депутату Рийгикогу присоединятся 107 представителей местных самоуправлений. В случае, если президента не удастся избрать в коллегии выборщиков, весь процесс нужно будет начинать заново с выдвижения кандидатов и голосования в парламенте.
Читайте по теме:
Референдума о всенародных выборах президента не будет… И быть не могло?