С первым «живым» журналистом судьба свела меня четыре года назад… в ночном клубе. Потом последовали другие в прямом смысле слова судьбоносные встречи. В большинстве случаев это были знакомства с представителями русскоязычной прессы за рубежом. А пару лет назад моя подруга-журналист из солнечного Таджикистана, которой за год до этого представил меня друг-журналист из Эстонии, познакомила меня с режиссёром документальных фильмов, секретарём Союза журналистов России Ашотом Джазояном из Москвы и его медиафорумом «Диалог культур».
В рамках этого знакомства в 2020 году я, сама журналист, много и часто пишущая для русскоязычных изданий за пределами России, прониклась проектом «Не рядом, но вместе» и поделилась тем, как я переношу изоляцию. Год спустя последовали материалы о двух моих знакомых петербуржцах в рамках проекта «Я живу в России» и участие в XV юбилейном международном медиафоруме молодых журналистов «Диалог культур» в Эрмитажном театре. Я там выступала с рассказом, почему я, россиянка, пишу о России, но для русскоговорящих людей за рубежом. Прошёл ещё год, и вот новый проект: «Приглянувшиеся» и наша Ленинградская область.
Проекты Ашота Джазояна, с которыми я столкнулась за два года нашего знакомства объединяют его герои — это обычные люди, которых можно встретить в любом уголке страны: водитель автобуса, хранитель музея, хирург. У каждого из них — своя история, которой он готов поделиться.
В допандемийные времена массово катались по отеческим просторам, как правило, лишь журналисты и особо продвинутые фанаты родного края. Потом границы захлопнулись, и многие с удивлением обнаружили, как прекрасны и разнообразны эти родные просторы и какие интересные люди их населяют. В этом отношении друзьям-зстонцам могу лишь посочувствовать: не один раз за
период коронапомешательства читала в соцсетях посты-сетования, что френдами обследованы все возможные углы и смотреть больше нечего.
«Основная задача проекта «Приглянувшиеся» — в преодолении стереотипов, которые создаются вокруг страны, когда ты её не знаешь. Мы пригласили наших зарубежных коллег и показали жизнь обычных людей, истории их судеб. Это позволило им увидеть реальную жизнь России своими глазами и создать многослойный проект. Фото, тексты, документальное кино — у нас мультимедийный формат. Каждый из участников выбрал свою тему и своего героя. Самое важное, что коллеги смогли рассказать своей аудитории о реальных ощущениях от нашей страны. Рассказ об обычных людях — лучшее, что может быть в журналистике.
Поэтому фильм «Приглянувшиеся» — результат слаженной работы 30 тележурналистов, режиссёров, операторов, фотографов и блогеров из России, Армении, Польши, Сербии, Италии, Испании, Финляндии, Эстонии, Дании, Франции, которые приехали в Россию, чтобы увидеть её изнутри. Без стереотипов, на примере людей, которые живут в Ленинградской области: в Гатчине, Старой Ладоге, Шлиссельбурге, Кингисеппе, Выборге, Всеволожске и Тосно. В каждой точке маршрута съёмочная группа встречалась с новыми героями, готовыми рассказать о своей жизни», — описывает свой проект Ашот Джазоян.
Так народная мудрость «Да не оскудеет героями земля русская» вновь нашла своё житейское и жизненное подтверждение. Но ведь в любом царстве-государстве, в той же Эстонии, очень много интересных людей, с которыми мы живём бок о бок, которые хорошо делают своё дело, благодаря чему жизнь окружающих становится чуточку лучше и добрее.
А «Приглянувшиеся», как и вся наша жизнь, — проект с продолжением. Согласно задумке Ашота Джазояна, в каждом городе Ленинградской области, где показывается фильм, к его героям добавляются новые лица. Для этого на место выезжает команда журналистов, режиссёров, операторов, фотографов и блогеров. Благодаря поддержке губернатора Ленинградской области задумка Ашота Джазояна реализуется во Всеволожске. Вот так мультимедийная группа, куда в
качестве автора текстов Ашот пригласил и меня, оказалась во Всеволожском районе Ленинградской области, где в течение трёх дней запечатлевала новых героев.
Встреча с Ашотом Джазояном, который, как мне кажется, знает о международном сотрудничестве журналистов если не всё, то почти всё, оказалась удачной возможностью задать ему вопрос, волнующий сейчас многих: в условиях, когда вокруг рушатся экономические, политические, семейные связи, как попытаться сохранить связи культурные и общечеловеческие?
Ашот Джазоян: «Я считаю, что в любом случае очень важно использовать то, что всегда называлось народной дипломатией. То есть не разрывать горизонтальные связи и наши отношения. У меня, например, десятки, сотни друзей, приятелей по всему миру. И здесь важны две вещи. Первое: не прерывать и не придумывать другую Россию и всегда оставаться на позиции, что мы должны показать реальную Россию. Ради кого-то её не надо менять. Мы такие, какие мы есть! Но вот таких, какие мы есть, можно показать интересно, можно показать красиво, можно показать так, чтобы было всем понятно. А можно ещё привлечь к этому разговору наших зарубежных коллег. Но это надо делать умело, толково, талантливо. Настоящие люди, проживающие в разных уголках мира, при общении всё равно понимают друг друга.
А понимать друг друга можно и на расстоянии. Во время пандемии, когда мы все были разобщены, когда никто ни к кому не ездил, мы придумали проект, который назвали «Не рядом, но вместе». И мы собрали 150 работ журналистов из разных стран, которые затем выставили в Государственном Эрмитаже. Наши авторы описывали своё положение, своё душевное состояние, рассказывали, какие ограничения действуют в их странах. И оказалось, что мы всё равно вместе, хотя и не рядом.
Близкая к этому ситуация: мы можем быть не рядом, но мы можем быть вместе. Нас объединяет то, как мы себе представляем историю обычного человека. А обычный человек живёт и здесь, и в Европе, и в Китае… где угодно. История этого человека преодолевает любые границы. А ещё существует история русского человека, человека из России. Она тоже преодолевает эти границы. В эти дни мы снимали истории про народный хор, про художника, про технопарк с его талантливыми молодыми учениками. Мне кажется, что все эти герои и их истории интересны любому зрителю и любой аудитории. Они все сами по себе яркие и интересные. И одновременно с этим они — это история России. Поэтому нам не надо приспосабливаться к какому-то другому образу. Мы такие, какие мы есть: 11 часовых поясов, огромная страна, в которой живут замечательные люди. Их истории всё равно будут интересными.
Ещё одна важная мысль. И с той, и с другой стороны на людей давит пропаганда. Этим занимаются основные средства массовой информации, у которых есть на это соответствующий заказ. Но ведь есть огромное количество молодых людей, которые самовыражаются, заполняют медиапространство, рассказывая свои истории, и фактически формируют общественное мнение по тем или иным вопросам. Эти люди не связаны ни с крупными СМИ, ни с какими-то редакциями. Они работают сами по себе.
Вот и у нас есть зарубежные коллеги, блогеры, у которых по 200-300 тысяч подписчиков. Мне кажется, что очень важно с ними общаться, ведь через это общение можно передавать их аудитории любые интересные им истории. Особенно важно сейчас (я понимаю, что это организационно трудно) приглашать этих людей и вместе с нами продолжать открывать им и нам Россию. Не политически, а через истории обычных людей. Тут они могут к нам присоединиться. Потому что эти молодые авторы не зашорены политическими историями. Они не работают в крупных СМИ. У них нет каких-то редакционных заданий. Они живут сами по себе, они сами создают свои истории, они — часть той правды, которую мы через них можем донести до зарубежной аудитории.
Самое важное — это делать то, что мы делаем. Рассказывать историю про жизнь наших людей. Может, звучит странновато, то я не вижу сейчас другого механизма. Есть огромные СМИ, которые изначально нацелены на то, что «Россия — это плохо». Если мы будем только и делать, что им отвечать, то ни к чему хорошему это не приведёт. Мы должны создавать собственную повестку. А собственная повестка — это замечательные россияне. Мы не должны реагировать, мы должны рассказывать о своём, о том, как мы продолжаем жить.
Мы должны создавать медиапространство, из которого другие авторы из разных стран будут черпать информацию. Что мы делаем? Мы рассказываем, как живут наши соотечественники. И показывая наши «Узорицы» (ансамбль народного танца и песни), мы показываем, что это наши национальные танцы, это наша культура. У каждой страны есть и свои национальные танцы, и своя культура. И это замечательно, если, слушая русские песни, люди вспомнят свои народные напевы.
А отменить ничего нельзя, что бы ни говорилось, мол, давайте отменим Чайковского. Я вспоминаю, что в своё время считали фашистом Гейне. Но это же тоже неправда. И это закончилось. Как можно отменить Первый концерт Чайковского? Да никак! Пройдёт какое-то время, и всех «отменяющих» время отменит само. Поэтому, как и Чайковский нужен всем нам, так нужны и истории ныне живущих россиян. У нас огромная страна, в которой живут люди, каждый день ходят на работу, строят корабли, пашут, занимаются животноводством, растят детей и радуются жизни. Это отменить невозможно. А мы, журналисты, должны описывать эти истории и рассказывать об этих людях».
Читайте по теме: