Президент Союза яхт-клубов Эстонии: Нас ожидает яхтенный бум

О "Драконах", "Фолькботах", успехах эстонских яхтсменов, правоте Эрнеста Хемингуэя, писавшего об эстонце в любом порту мира, и новой таллиннской гавани, в которую могли бы заходить "Крузенштерн" и "Седов", в интервью порталу Tribuna.ee рассказал новоизбранный президент Союза яхт-клубов Эстонии Калев ВАППЕР.

В начале ноября новым президентом Союза яхт-клубов Эстонии избрали Калева Ваппера. Опытный яхтсмен как никто другой знает положение дел в этом виде спорта в стране. В своём интервью журналисту портала Tribuna.ee Ваппер высказался за то, чтобы в республике появилось наконец Морское министерство, рассказал о своём желании участвовать в парусных гонках, а также сообщил, что на рассмотрение столичным властям представил проект создания в Таллинне новой яхтенной гавани. Претворение его в жизнь сделает эстонский город уникальным местом на всей Балтике.

В начале встречи новый президент Союза яхт-клубов заявил, что не согласен с определением эстонцев как жителей леса. На его взгляд, эстонцы многим связаны и с морем. У Эстонии — протяжённая морская граница, и людям из прибрежных мест именно море позволяло выжить: они занимались рыболовством, также через море шла торговля товарами.

«Известна статистика царского времени, когда Эстония была частью Российской империи. Из 300 парусных судов, плававших по Балтийскому морю, две трети были построены у нас. В таких посёлках, как Кясму, могли жить десятки моряков-капитанов. Так что вполне в эстонских традициях строить суда и ходить под парусом. Прав Хемингуэй, в одном из своих романов сказавший, что в любом порту мира можно встретить эстонца», — заявил Ваппер.

Недооценили

Как заметил собеседник, в советское время эстонцам получить профессию моряка было непросто. Ходить в загранплавание могли лишь те, у кого не было родственников за границей. А так как после Второй мировой войны часть эстонцев оказалась на Западе, то тем их родственникам, кто остался в Эстонии, путь в морскую профессию по большому счёту был заказан. Вот почему в Эстонском морском пароходстве насчитывалось только 11% эстонцев.

По мнению Ваппера, Эстония недооценивает свой морской сектор. Министерство сельской жизни в стране имеется, а морского — нет. При этом доходы от сельского хозяйства в её экономике составляют менее 5%, а если суммировать доходы от компаний и предприятий, в той или иной степени связанных с морем (морские перевозки, порты, судостроение и судоремонт, рыболовство и рыбная промышленность), то получится 6-7%. Так что морское министерство в Эстонии должно быть. Даже в такой сухопутной стране, как Чехия, имеется свое морское пароходство, суда которого ходят под чешским флагом.

«Сейчас ведутся разговоры о том, что, возможно, в министерстве экономики появится вице-канцлер по морским делам. Делаются первые шаги к тому, чтобы суда возвращались под эстонский флаг. Для этого необходимо предоставить морякам налоговые льготы по аналогии с другими странами, которых у нас никогда не было. Вот почему выпускники морских специальностей из Эстонии работают по всему миру, но только не здесь, выплачивая налоги в других странах. Получается, что мы теряем деньги», — объяснил Ваппер.

Калев Ваппер не теряет оптимизма. Фото: facebook.com/Kalevi.Jahtklubi

 

 Но как сделать, чтобы эти специалисты вообще появлялись? Чтобы эстонские ребята хотели быть капитанами, штурманами, механиками? Президент Эстонского союза яхт-клубов уверен, что любовь к морю и желание стать моряком надо культивировать с детства.

Такой подход в республике находит понимание: например, в обычных школах, расположенных в прибрежных районах, в школьную программу стали вводить предметы, знакомящие детей с морским делом. Возможно, после того, как ребёнок научится ходить под парусом, у него возникнет желание пойти учиться в мореходное училище, чтобы стать профессиональным моряком.

Яхт-клубы и яхтсмены

Как рассказал Ваппер, в эстонском парусном сообществе — 37 членов: яхт-клубы, спортивные школы, другие организации. Яхт-клубов из них одна треть, самые известные находятся в Таллинне — это «Калев», восьмой год возглавляемый самим Калевом Ваппером, и Таллиннский яхт-клуб. Их спортсмены показывают на соревнованиях серьёзные результаты, в них организована учёба детей, его члены совершают круизные плавания.

На чемпионате мира в немецком Киле в 2014 году. Фото: photonesvadba.com

 

Существует также клуб в гавани Ноблесснер, в Какумяэ — только гавань. Активны яхт-клуб в Пярну и общество моряков на острове Сааремаа. Вместо нарвского клуба сейчас открыли яхт-клуб в Нарва-Йыэсуу — в прекрасном месте для развития парусного спорта.

Яхтенный клуб «Калев» в Пирита был создан в 1948 году. Нельзя сказать, что он возник на пустом месте: известно, что первая организация, занимавшаяся парусным спортом, появилась там ещё в первой трети XIX века. «Калев», насчитывающий 700 членов, является крупнейшим яхт-клубом в Эстонии. На его территории действуют две спортивные школы, в которых обучаются сотни детей: школа Рейна Оттосона, знаменитого тренера, воспитавшего олимпийских призёров братьев Тынисте, и спортшкола самого клуба. В гавани в Пирита — 181 место для яхт. Её территория расширилась за счёт приобретенной недавно акватории у Олимпийского парусного центра, но мест всё равно не хватает.

«Есть люди, которые хотят гоняться. Я всю жизнь участвовал в парусных гонках, первый раз став чемпионом Эстонии в классе «Оптимист» в 1964 году (первым чемпионом республики в этом классе). И до сих пор я гоняюсь, в моей биографии нынешний сезон уже 57-й по счёту. Сейчас наша команда готовится к чемпионату мира по крейсерским яхтам, который в будущем году пройдёт в Таллинне. Мы были чемпионами мира в 2014 году и чемпионами Европы в 2015 году, чемпионат в Таллинне — реальная возможность повторить успех», — признался Ваппер.

Калев Ваппер с кубком победителя чемпионата Европы 2015 по крейсерским яхтам. Фото из личного архива Калева Ваппера

 

По словам собеседника, среди яхтсменов есть, конечно, люди и другого склада характера, не участвующие в гонках, которые просто хотят получать удовольствие от плавания на яхте. Идут, к примеру, летом в шведские шхеры и путешествуют там. Кстати, сейчас в Швеции, так же, как и в Финляндии, наблюдается такая картина: люди продают свою дачу на берегу моря, покупают яхту и живут на ней, меняя каждую неделю место стоянки. На борту такой яхты имеется всё необходимое для нормальной жизни: кухня, спальня и тому подобное.

Главное — захотеть

Считается, что в Эстонии регулярно выходят в море три тысячи яхтсменов. В Финляндии их полмиллиона, в Швеции — миллион, а в Германии — два, так что Эстонии есть куда развиваться. Но Калев Ваппер уверен, что страна стоит на пороге настоящего яхтенного бума. В доказательство приводит данные своего и других яхт-клубов — на курсах шкиперов свободных мест нет.

Ваппер рассказал, что существует много людей, которые парусным спортом никогда не занимались, а сейчас заявляют о своем желании научиться. Придя в яхт-клуб, такой человек может или найти экипаж, который возьмёт его в свою команду, или же сам приобрести яхту. Мнение, что парусный спорт очень дорогой, — неверное. В принципе, чтобы выйти в море, достаточно купить простой швертбот.

«Например, я купил себе «Лазер» такого типа, построенный ещё в советское время (точнее, он назывался «Луч», потому что у Советского Союза не было лицензии, чтобы выпускать «Лазер»). Я приобрёл его за 200 евро и с тех пор каждое лето выхожу в море и гоняюсь столько, сколько хочу», — сказал Ваппер.

Существует ещё один вариант, о котором тоже рассказал собеседник: это когда друзья покупают яхту сообща. Сэкономив за год, скажем, по 1000 евро, они втроём за 3000 вполне могут её приобрести. Экипаж яхты, на которой плавает Ваппер с друзьями, — 10 человек, это большая крейсерская яхта. Она принадлежит недоходному обществу, ими же и созданному. Все платят годовой взнос, так и гоняются с 2007 года.

FORTE EST475 — яхта Калева Ваппера. Фото: Piret Salmistu

 

«Желаю я море вершин покорить»

Далее президент Союза эстонских яхт-клубов перечислил некоторые популярные сегодня классы яхт. Один из них — «Фолькбот», скандинавский класс, который в своё время был очень востребован. Потом популярность его стала падать, но сейчас «Фолькбот» снова входит в моду. Другой класс, который активно возрождается, — «Дракон», олимпийский тип яхт до 1972 года.

«С каждым годом их в Эстонии становится всё больше. Сейчас у нас уже пятнадцать «Драконов», но я помню, когда 15-летним парнем участвовал в чемпионате Эстонии, их на старте было 28 (мы тогда пришли десятыми). Это килевая яхта-монотип с экипажем в три человека, и все соревнующиеся находятся в равных условиях. В Эстонии в 2024 году пройдёт чемпионат Европы в этом классе», — проинформировал Ваппер.

Что касается крейсерских яхт, на которых Калев Ваппер и его команда участвуют в международных соревнованиях, то в клубе «Калев» каждую среду на них устраивают гонки. Каждый раз на стартовой линии выстраиваются 50-60 таких яхт. В регулярных тренировках Ваппер видит залог успеха на чемпионатах мира.

К примеру, на последнем чемпионате в крейсерских яхтах в группе «С», где выступают наименьшие яхты этого класса, из десяти лучших яхт семь были из Эстонии. На совместных соревнованиях финских и эстонских яхтсменов в этом виде, проводившихся летом в Таллинне, финны не выиграли ни одной медали, несмотря на то, что могут позволить себе купить лучшие суда.

Гавань яхт-клуба «Калев» в Пирита. На переднем плане — яхты класса «Фолькбот». Фото предоставлено Калевом Ваппером

 

«В Пирита у нас — один из самых удобных парусных центров в мире, потому что мало таких мест, где ты выходишь из гавани и уже через 5-10 минут оказываешься на дистанции в море. Как правило, от парусного центра тебе нужно как минимум час-полтора, а то и два, чтобы выходить на дистанцию, а потом ещё и возвращаться. У нас же — всё рядом. Таллиннский залив хорош также и тем, что он довольно глубок и обширен и там постоянно дует ветер. Даже если три дня стоит штиль, то на четвёртый день обязательно подует ветер», — заметил собеседник.

Только в будущем награда

Президент Союза яхт-клубов Эстонии Калев Ваппер рассказал о плане, с которым ознакомил городские власти и мэра столицы Михаила Кылварта. Он предполагает строительство гавани для малых судов в самом центре Таллинна — близ Батарейной тюрьмы. Похожий проект существовал ещё в советское время, тогда же были сделаны и некоторые расчёты. Если от причала Леннусадам (Лётной гавани) до Линнахалль (Городского холла) протянуть мол, то получится закрытая акватория, которая сможет вместить 1200 судов.

Лётная гавань. Вид на Батарейную тюрьму. Фото Тоомаса Тууля/Предоставлено Морским музеем

 

«Там глубина — 10-12 метров. Туда может зайти, к примеру, «Крузенштерн» или «Седов». Если мы посмотрим на другие города в других странах, имеющие похожие гавани, то увидим, что территории таких акваторий — любимое место отдыха горожан и туристов со всего света», — сказал Ваппер.

Далее собеседник поделился некоторыми цифрами. В прошлом году, например, Эстонию посетили почти 15 тысяч малых судов, в основном парусных, и 60 тысяч морских туристов. Всего же на Балтийском море летом плавают 200 тысяч таких судов. Если Таллинн за сезон сможет принять одну их треть, то это положительным образом скажется на экономике города.

«На яхте как минимум три человека. В городе они задерживаются, предположим, на два дня. Гуляют, делают покупки, едят. Что может быть лучше для Таллинна, если в самом его центре, у стен Старого города, будет гавань, привлекающая такое количество туристов?» — задался риторическим вопросом Ваппер.

В августе следующего года в Таллинне пройдет регата больших судов The Tall Ships Races 2021. В связи с этим ожидается прибытие большого числа тех, кто захочет её посмотреть. Некоторые будут добираться морем, другие специально прилетят, придёт также местное население. Но с наличием новой гавани подобные соревнования можно было бы устраивать чаще. Или, к примеру, организовать совершенно новую регату, которая связала бы Стокгольм, Таллинн, Хельсинки и Санкт-Петербург, находящиеся, по сути, на одной линии города.

Прощаясь, президент Союза яхт-клубов Эстонии Калев Ваппер напомнил, что у каждого таллиннца, независимо от уровня его доходов, имеется возможность заниматься парусным спортом. Нужно только сильно захотеть.

Читайте по теме:

Регата ищет участников из Эстонии — как попасть в морское путешествие

Татьяна Любина: Петербург, яхты, регата

Поляков: С друзьями — и яхта рай

спорттопЭстония