Но прежде совершим короткий экскурс в историю. Название Буковина, или «буковый лес», понятно без перевода и подчёркивает однородность растительного покрова: в прошлом буковые леса покрывали большую часть территории области.
В географическом отношении Буковина — это предгорья Южного Прикарпатья с высотами более полутора километров. Это район непротяжённых и стремительных рек, чьи воды спускаются по склонам гор и относятся к бассейну Дуная. Летом реки маловодны, но по весне способны вызвать катастрофические наводнения, наполняясь после ливней и таяния снегов.
Само определение «Буковина» как обозначение этого прикарпатского края впервые встречается в письменных источниках в 1392 году. Коренным населением Буковины на севере были восточнославянские племена тиверцев и уличей, на юге — частично валахи и славяне, а также фракийцы, жители другой исторической области — Дакии, чьи границы пересекались с Буковиной.
После продолжительных межплеменных войн в Х–ХІ вв. Буковина вошла в состав Киевской Руси. В XII-XIII вв. Древнерусское государство распалось, и Северная Буковина находилась под влиянием Галицко-Волынского княжества, а Южная Буковина оказалась под властью Молдавского государства. Вскоре монголо-татары сожгли и разграбили Галицко-Волынское княжество, и русинское население Буковины, воспользовавшись этим, создало в начале ХIV века собственное государство — Шипинскую землю, предпочитавшую платить дань золотоордынским ханам, но обладать хотя бы номинальной независимостью. Сыграли свою роль и природные особенности Буковины — наличие гор и множества горных рек, служивших препятствием на пути захватчиков. В 1340-х — 1350-х годах буковинские земли находились под властью Венгрии, а с 1360-х вошли в состав Молдавского княжества. С середины XVI века Молдавское княжество стало вассалом Османской империи.
Во времена правления Галицкого князя Ярослава Осмомысла на левом берегу Прута было основано русское городище Черн, разрушенное монголо-татарами в середине XIII века. Нынешний город Черновцы возник на правом, высоком берегу Прута уже в XV веке. Город располагался на пересечении торговых путей из Северо-Западной Европы на Балканы и в Турцию. С 1457 года здесь проводились ярмарки. Во времена Стефана Великого Черновцы уже были городом: с 1476 года известен уже целый административный район — Черновская держава; в документе 1490 года Черновцы прямо именуются городом — «от место от Черновцех».
Город опустошался во время войн Молдавии с Польшей (1497, 1509, 1688), турками (1476 и 1714) и татарами (1626, 1646–50, 1672). Казаки (под предводительством Богдана Хмельницкого) побывали в Черновцах в 1650 и 1653 гг. После поражения шведской армии Карла XII под Полтавой зимой 1709–1710 гг., преследуя шведскую армию и части примкнувших к шведам казаков Мазепы, впервые заняли Черновцы российские войска. Позже они снова в нём побывали в русско-турецкую войну 1735–1739 гг. В 1762 году в нём было около 200 деревянных домов и около 1200 жителей. К 1774 году здесь жило около 290 семей и было 3 деревянных церкви. Вследствие очередной русско-турецкой войны 1768–1774 гг. Черновцы были снова заняты российскими войсками, а затем перешли во власть Австрии.
Сын последнего императора Австро-Венгрии Отто фон Габсбург, который неоднократно посещал Буковину в 2000-х, в статье с красноречивым названием «Черновцы, или Что такое толерантность» нарисовал картину идеального города — общего дома горожан разных этносов и конфессий: «В Черновцах существовал синтез национального сознания и высшего, можно сказать, европейского взгляда. Здесь, в многонациональном городе, было доказано, что народы способны на огромные достижения в духе общей культуры, а различные языковые и вероисповедные сообщества можно мирно привести к большой общей идее». Неудивительно, что в Черновцах установлен единственный на территории Украины и один из немногих в мире памятников австрийскому императору Францу Иосифу I.
И одно мнение, один взгляд на историю этого края.. На этот раз — одной из героинь наших прошлых публикаций — оперной певицы Людмилы Холодовой, черновчанки по происхождению:
«Черновцы — это столица семи языков которые все в прошлом столетии были государственными на Буковине. Ты мог написать свою жалобу или оформить какие-либо документы на любом из семи языков, это считалось нормальным. Это были венгерский, немецкий, идиш, румынский, русский, украинский (скорее русинский), польский. Мои корни по материнской линии идут с Восточной Буковины. У нас документы на землевладение с 1860 года (благодаря прапрабабушке сохранились). В ХIХ и начале ХХ вв. Буковина была разделена на три части: Западная — Австро-Венгрия, Южная — Румыния, Восточная — царская Россия. Мама рассказывала, что девочкой они свободно передвигались по Буковине, не было постов и границ. В тот же период Черновцы построила австро-венгерская еврейская диаспора. Они мудро выбрали для себя этот регион Буковины».
Вот в такой край и в такой город я вас приглашаю. Сегодня это один из самых спокойных городов Украины. Сирены воздушной тревоги звучат не слишком часто. Город заполнен беженцами со всех прифронтовых городов и весей, но местные жители доброжелательны и приветливы.
Буквально в двух кварталах от одной из центральных улиц Черновцов, от перекрёстка улиц Зои Космодемьянской и Олега Кошевого, берёт своё начало уютная и комфортабельная, вся в зелени, Эстонская улица. На ней всего около полусотни частных домостроений с небольшими участками земли, ограждёнными невысокими заборами, на которых можно увидеть непременные образцы буковинского искусства ковки. Архитектурные изыски и скромные домики. Есть свой ручей, который потом куда-то скрывается, а в конце улица спускается к утопающему в зелени оврагу. В общем-то, вроде и ничего особенного, но как-то по-эстонски уютна эта улица, чем-то напоминающая Тарту чуть в стороне от центра… Вот только обилие цветущих магнолий и их пьянящий аромат просто ошеломляют.
Вот как представляет себе улицу Эстонскую секретарь исполнительного комитета Черновицкого городского совета, доктор исторических наук Сергей Добржанский:
«Это небольшая улица, расположенная на границе исторического центра Черновцов. Говорят, что её так назвали где-то в семидесятые годы прошлого столетия. До этого у неё было простое название — вроде Абрикосовой. Возможно, новое название было связано с какой-то круглой годовщиной присоединения Эстонии к СССР, какой-то более чёткой исторической привязки у неё нет. Это в советские времена была традиция в разных республиках называть улицы в честь других республик. Романтизма в истории её названия нет. Но очень приятно, что она названа в честь государства, которое едва ли не больше всех из наших партнёров и друзей помогает нам все годы нашей независимости. Нам очень приятно, что у нас есть такая улица. Мы очень ценим помощь Эстонии! И то, что она всегда вместе с нами на международной арене. Я сам не один раз бывал в Эстонии, в Таллинне. Встречался с политическими лидерами, и было приятно общаться и обмениваться информацией. Надеюсь, что наши контакты будут только расширяться. Может, мы даже найдём себе и город-партнёр для Черновцов в Эстонии».
Теперь пройдёмся по улице и поговорим с некоторыми жителями. Первой мы встретили на прогулке с маленькой внучкой Светлану Фёдоровну.
— Вы знаете, почему Эстонскую улицу так назвали?
— В честь Эстонии! Я не скажу, когда это было, наверняка после Отечественной войны.
— Что вы чувствуете, живя в Черновцах на Буковине на Эстонской улице?
— Это очень красивая улица. И близко от центра города, и все достоинства пригорода здесь есть. У нас есть свой кусочек земли для выращивания всяких овощей, ягод и фруктов. И народ тут хороший, многонациональный. Я сама русская, мать у меня белоруска. У нас живут и гуцулы, и евреи, и украинцы, и болгары… Все-все есть! В народе нашу улицу называют улицей магнолий, потому, что почти в каждом доме есть своя магнолия.
(Из-за забора другого дома выглянула пожилая женщина — Сидония.)
— Как вам живётся на Эстонской улице?
— Мы уже привыкли здесь жить. Раньше мы жили на параллельной улице, а потом переезжали в другую часть города. А когда мы сюда перебрались, то я ощутила, что мы домой приехали. У нас тут есть соседка, Валентина Ивановна, врач. Она старожил нашей улицы. Это она нам всем подарила саженцы магнолий — чтобы эти цветущие деревья украшали нашу улицу. Она проверяет, у кого принялись саженцы и как растут деревья. Если возникают проблемы — даёт другой саженец.
***
Валентина Ивановна Проданчук — 1926 года рождения. Сейчас ей 96 лет! Старейшая жительница Эстонской улицы. Она закончила Черновицкий медицинский институт, его первый выпуск. Всю жизнь проработала врачом. Была одной из первых в волонтёрском движении на Украине ещё в 2004 году. На улице Эстонской живёт с тех пор, как вышла замуж где-то в 1952 году. Первую магнолию она посадила более сорока лет назад в честь рождения своего первого внука. Потом, прикапывая побеги, выращивала саженцы и раздавала соседям. Она мечтала, чтобы в каждом доме на её улице росли магнолии. По факту ей это удалось!
Читайте по теме: